... На Главную

Золотой Век 2008, №3 (09).


Надир Ширинский


УКРАИНСКИЙ ШАЛЯПИН.

В конец |  Предыдущая |  Следующая |  Содержание  |  Назад

Платон Цесевич


Славянская земля явила миру исполнителей, прославивших вокальное искусство далеко за ее пределами. Это — обладатели феноменальных по силе и красоте голосов — знаменитые славянские басы. Бас — самый низкий мужской голос. То ли природа тому причиной, то ли у славян басы всегда пользовались особым почетом и уважением, то ли этот голос всегда ассоциировался у нас с какой-то особой богатырской силой, мужеством и удалью, но против фактов не возразишь: славянский бас — не просто бас! Россияне Александр Антоновский, Владимир Касторский, братья Пироговы, однофамильцы Осип и Василий Петровы, Лев Сибиряков, Федор Шаляпин, украинцы Капитон Запорожец, Иван Паторжинский, поляк Адам Дидур, болгары Никола Росси-Лемени, Борис Христов, Николай Гяуров, затем певцы недавнего советского прошлолго — Максим Михайлов, Марк Рейзен, Иван Петров, Александр Огнивцев, Александр Ведерников, Борис Штоколов, Артур Эйзен, Евгений Нестеренко … Да всех и не перечислить! А сколько несправедливо забытых имен почти кануло в лету!

Один из таких печальных примеров — певец Платон Цесевич! А ведь его когда-то называли "Украинским Шаляпиным"! По происхождению белорус, в юности он жил на Украине, там же сформировался как вокалист и служил всю свою жизнь русскому и украинскому искусству, прославлял родную музыкальную культуру не только в пределах Российской Империи, а затем в СССР, но еще и в Италии, Франции и других странах Европы.

Платон Иванович Цесевич при жизни не думал о том, чтобы увековечить свой роскошный бас. Будучи человеком весьма скромным, он не озаботился тем, чтобы оставить потомкам записи своего голоса на граммофонных и патефонных пластинках. Высшей благодарностью для любого певца он считал восторженные аплодисменты современников — слушателей и зрителей. Поэтому Платон Иванович щедро дарил свой талант всем, кто приходил на его концерты и спектакли, а это были меломаны Украины и Сибири, Дальнего Востока и республик Закавказья, российского Севера и Средней Азии. Поэтому его записи немногочисленны и редки. И записывался на пластинки певец только в самом начале своей карьеры и в самом конце ее. Так уж распорядилась судьба — не можем мы сегодня услышать Платона Ивановича в самом расцвете его дарования! Перед нашим мысленным взором предстает либо начинающий, но многообещающий артист с еще не сформировавшимся творческим кредо и не вполне овладевший еще вокальным мастерством, либо уже зрелый мастер, глубокий и вдумчивый художник, но с голосом, уже тронутым всесильным временем, что называется, на возрасте. В любом случае, эти немногочисленные уникальные записи слушать очень интересно — голос густого, красочного тембра, большой силы, мощности, а в конце карьеры к этому добавляется еще и незаурядное актерское мастерство в характерных игровых сценках!

"Что бы он ни пел, это был образ, настроение. Есть музыкальные произведения, которые у нас ассоциируются только с его именем. С волнением я вспоминаю концерты, где он блестяще пел "Осень" Чайковского, "Семинариста" Мусоргского или знаменитого "Старого капрала" Даргомыжского … А какой глубокий, незабываемый след оставил Цесевич в истории украинского музыкального искусства! Его исполнение украинских народных песен, особенно таких, как "Реве та стогне Днiпр широкий", "Доля", а также романсов Н. В. Лысенко было высокоталантливым, душевным. Слышал я в его исполнении и превосходного, незабываемого Ивана Карася в опере "Запорожец за Дунаем" С. С. Гулака-Артемовского".

Эти строки принадлежат перу выдающегося советского певца Ивана Семеновича Козловского. Ему-то, думается, можно верить!

Платон Иванович Цесевич родился 7 декабря 1879 года по новому стилю в бедной крестьянской семье в Белоруссии, в селе Негневичи Минской губернии, теперь это Гродненская область. С 1887 года жил в Киеве, получил два класса образования и больше учиться не смог — у семьи не было средств на учебу Платона. Мальчишке пришлось самому зарабатывать себе на жизнь — в течение трех лет он работал в столярной мастерской. Но без пения он не мог жить уже тогда. В 1889 году девятилетний мальчик переступил порог знаменитого киевского Софийского собора, прослушался у прославленного на всю Украину регента Я. С. Калишевского и стал петь в лучшем церковном хоре Киева. В 1895 году семья перебралась в Екатеринослав, и там будущий певец освоил профессии токаря и литейщика. Несколько лет он провел на Екатеринославских заводах. Может быть, впоследствии "пролетарское происхождение" и помогло ему адаптироваться к новой власти? И здесь после тяжелого рабочего дня юноша спешит не домой, а на концерты и спектакли. Иногда ему удается и спеть на домашней сцене или в любительских постановках. Платон лихорадочно ищет любой возможности выступить на сценических подмостках. Иногда кажется, что он готов пожертвовать своим заработком на заводе, лишь бы попасть в какое-нибудь театральное дело. Вскоре его мечты сбываются — он уже носит гордое имя статиста гастролирующей в Екатеринославе украинской труппы. Статист … Через это прошли почти все будущие звезды. В лучшем случае, это произносимая единственный раз за весь спектакль сакраментальная фраза "Кушать подано", в худшем — это когда ты вместе с десятком таких же статистов бегаешь по сцене под провисающей сверху простыней синего цвета, а твоя голова изображает тогда гребень морской волны. Ты хоть и стоишь на сцене, но зритель тебя все равно не видит — ведь ты же "море"!

Но Платон не унывает: вот он поет уже в митрополичьем хоре Екатеринославского собора, а вот берет и первые профессиональные уроки пения частным образом и в то же время выступает в маленьких ролях в Украинском музыкально-драматическом театре. Он уже профессиональный артист! Ближайшие несколько лет проходят в скитаниях по маленьким провинциальным городкам с различными музыкальными коллективами. В самом начале ХХ века судьба заносит его в Варшаву. Здесь в спектакле его случайно слышит выдающийся польский бас Адам Дидур. Поляк считался в те годы знаменитостью, через несколько лет газеты официально назовут его "соперником Шаляпина". А тогда польский певец чрезвычайно высоко отозвался о голосе Цесевича, надо полагать, такое авторитетное мнение просто окрылило начинающего артиста!

С 1902 года Платон Иванович живет в Петербурге. Здесь он берет уроки вокала у Якова Любина, ученика знаменитого на весь мир педагога Камилло Эверарди. Вообще, все эти годы он использует любую возможность для того, чтобы выйти на сцену, ходит к вокальным педагогам, постоянно консультируется у самых разных преподавателей и исполнителей. Его кумир — известный певец Оскар Исаевич Камионский, с которого он копирует секреты вокального и сценического мастерства. Молодой артист стремится выступить всегда и везде, на любой сцене. Сохранились сведения о том, что в том же 1902 году в петербургском саду "Аркадия" Цесевич неоднократно выступал с репертуаром модных тогда русских и цыганских романсов. В 1904 году он дает концерты украинских народных песен и романсов в Нижнем Новгороде. В 1910 году участвует в выступлениях украинского хора под управлением А. Кошица. Он выходит на сцену в составе украинской драматической труппы, едет выступать в Нижний Новгород, где параллельно разучивает несколько самых ходовых оперных партий. Он учится, учится, учится!.. Его уже не удовлетворяют роли статиста и исполнителя второстепенных ролей. Он хочет петь главные партии! Он хочет быть первым!

И вот, наконец, дебют!

Перелистаем страницы замечательной книги популярного в начале ХХ века певца, а затем, музыкального и общественного деятеля Сергея Юрьевича Левика. Все, о чем он пишет, он видел собственными глазами, это — интереснейшие воспоминания современника, очевидца многих событий.

"В 1904 году Цесевич дебютирует в Харькове и сразу занимает видное положение. Пластике он учится у балетмейстера Манебена — и что бы Цесевич ни пел, он всегда выделяется прекрасной выправкой и величавостью. Сценическому искусству его обучает актер-режиссер Андрей Павлович Петровский …Он развивает в своем ученике и стремление к сценической правде.

Пение с детства, труд рабочего, занятия пением и труд в зрелом возрасте делают из Цесевича выдающегося певца-актера, обладающего не только отличными природными данными, но и умением трудиться над ролью и партией. Он был приучен брать все собственным, так сказать, горбом. И на его примере хочется отметить, что в ту эпоху, когда многочисленные научные работники и режиссеры не продумывали за исполнителя каждую мелочь, как это часто делается теперь..., в ту эпоху, кажется мне, творческая психика певца развивалась нормальнее и успешнее: каждый артист с а м о т в е ч а л (выделено С.Ю.Левиком. Н. Ш.) за то, что он на сцене делает или недоделывает. Добавлю: не только отвечал, но и расплачивался".

Дебютировал Платон Иванович в роли Гремина в опере П. И. Чайковского "Евгений Онегин".

В ближайшие годы он много и часто выступает в самых разных операх русских и зарубежных композиторов, ему рукоплещет, им восхищается публика Киева, Харькова, Одессы, Петербурга, Казани, Саратова, Нижнего Новгорода, Баку, поет он и в Москве.

На сцену Большого театра Цесевич впервые выходит в 1907 году в роли Мефистофеля в опере Ш. Гуно "Фауст", в 1913 году поет в опере Р. Вагнера "Валькирия", в 1915-16 годах вновь выступает здесь, как гастролер — в труппу он принят не был и солистом Императорского Большого театра не стал. В те годы стать солистом московского Большого было так же непросто, как и сейчас, а, вполне может быть, артист и сам не стремился к этому. Ведь не стремился же он увековечить свой роскошный голос в грамзаписи!

Журналист и музыковед В. Руденко пишет в 1989 году:

"Народный артист РСФСР Платон Иванович Цесевич — личность поистине легендарная. Мировая слава при жизни — и почти полное забвение имени и вклада артиста в нашу культуру после его кончины. Выступления с самыми выдающимися певцами страны на ведущих оперных сценах, триумфальные гастроли за рубежом… — и почти ни одной грампластинки "на память" о себе. Явление, действительно, уникальное.

Певец, которого народ величал "наш украинский Шаляпин", не заботился об увековечивании своего искусства, ему было достаточно общения с современниками — они понимали, горячо и с любовью принимали его".

Всего певец зафиксировал на пластинках 24 произведения. Он записывался в 1903, 1904, 1907, 1911 и 1912 годах. Это ничтожно мало. В том числе, как мы видим, он пробовал записываться даже в 1903 году, до своего официального дебюта, то есть, совсем еще молодым, неоперившимся, начинающим артистом! И, к счастью, существует еще одна, практически, современная запись одного из его концертов. Он состоялся 1 февраля 1948 года в Москве на сцене Большого зала Дома ученых. Об этом концерте речь еще впереди. Последний раз на гастролях артист был в Одессе в год своего семидесятилетия — в 1949 году он простился с оперной сценой. В 1955 году Платон Иванович дал свой последний концерт.

Вспоминает С. Ю. Левик:

"Среди басов первое место по справедливости принадлежало скончавшемуся в конце 1958 года Платону Ивановичу Цесевичу. …голос у Цесевича был выдающийся … Голос, отличающийся широтой, мягкостью, красотой, яркостью, мощью. … этот голос исходил из громадной груди бывшего рабочего легко и свободно, всегда был полон искреннего чувства и как бы преисполнен собственного достоинства, он словно самой природой был предназначен для высокой, величавой фигуры певца".

В 1915 году Платон Иванович Цесевич официально становится солистом Московской Частной оперы С.И.Зимина. Здесь он служит три года и за эти три года становится подлинным кумиром москвичей. После того, как театр перестал существовать, с 1918 по 1923 годы певец с огромным успехом гастролирует по городам Украины и Кавказа.

Он с радостью принимает наступившие после 1917 года перемены и с удовольствием выступает перед красноармейцами и рабочими. В 1921 году Цесевич в Одессе организует концертную труппу, в которую входят известные артисты, в том числе, прославленный тенор Михаил Куржиямский. С этим коллективом он начинает гастролировать по городам Украины, а вырученные средства направляет в помощь голодающим. В 1920-ые годы певец получает мандат наркома просвещения А. В. Луначарского на большую поездку по городам юга России. В это время в опере он выступает лишь периодически, основной вид его творческой деятельности — концерты, и концертам этим нет числа! Он поет во всех советских республиках.

В одной такой поездке и произошла знаменательная встреча Платона Ивановича Цесевича, уже маститого, знаменитого и любимого артиста и молодого начинающего тенора, которому впоследствии были уготованы блестящая карьера и завидная актерская судьба — Ивана Козловского:

"Мне довелось испытать в молодости излучение высокого таланта певца-актера Платона Цесевича. Это было в Полтаве в 1922 году, когда мы вместе — он, прославленный артист, и я, только начинающий, — выступали в опере Ш. Гуно "Фауст". Я благодарен судьбе, что мне пришлось начинать свой творческий путь под знаком этого мастера.

Платон Цесевич обладал могучей силой воздействия на людей. В каком бы образе артист ни выходил на сцену — Мельника в "Русалке" А. С. Даргомыжского, Бориса Годунова в одноименной музыкальной драме М. П. Мусоргского, Кочубея в "Мазепе" П.И.Чайковского и множестве других, — ему всегда сопутствовал заслуженный успех. Причина, на мой взгляд, заключалась в том, что он всегда чувствовал гармонию оперного искусства. Он великолепно — как певец, актер, режиссер — видел и создавал сценический образ. Этому служили каждая вокальная фраза, каждая интонация голоса, каждый жест. Свои оперные монологи Цесевич всегда пел с необычайным блеском, наполняя их драматическим действием, трагедийностью, либо юмором. При этом артист прокладывал свой путь, художественно независимый от прославленных своих современников — Федора Шаляпина, Григория Пирогова, и тем вносил свою лепту в отечественную сценическую культуру.

Цесевич выступал не только в опере, он был великолепным камерным певцом. И здесь, в каждом вокальном произведении он перевоплощался до неузнаваемости".

В 1925 году Луначарский направляет Цесевича за границу для совершенствования вокального и сценического мастерства. Платон Иванович занимается у прославленного Витторио Вандзо в Милане. Пользуясь случаем, Цесевич с большим успехом поет на сценах итальянских и французских театров: в 1925 году в неаполитанском "Сан-Карло", в следующем году — в оперном театре города Модена. В парижском "Гранд-Опера" выступает в партии Бориса Годунова в опере М.П.Мусоргского. Современники отмечали, что он мог, буквально, потрясти слушателя в этой роли, "поразить его какой-нибудь неожиданно сверкнувшей молнией таланта"!

Артист получает мировое признание. В 1927 году он приезжает в СССР уже как известный гастролер. В таком же статусе певец посещает с гастролями в 1930-33 годах Италию, Испанию, Румынию, Францию. В мае 1932 года Цесевич в Париже на сцене "Опера комик" в очередь с Шаляпиным поет князя Галицкого и хана Кончака в опере А. П. Бородина "Князь Игорь". С Федором Ивановичем, кстати, Цесевич был знаком по сцене с 1904 года.

За почти тридцать лет сценической деятельности Платон Иванович был партнером многих выдающихся артистов, на одной сцене с ним пели звезды мировой оперы того времени — "король баритонов", великий итальянец Маттиа Баттистиини, российские певцы с мировыми именами Иван Алчевский и Лидия Липковская, "Солист Его Величества" Леонид Собинов, звезда Большого театра Антонина Нежданова и другие знаменитости.

В 1933 году Платон Иванович, фактически, возвращается в СССР и продолжает активнейшую концертную деятельность. За свой огромный творческий, просветительский труд певец в 1935 году получает звание заслуженного артиста республики. В 1947 году он становится народным артистом РСФСР.

В репертуаре Цесевича было около 50 оперных партий.

Вот что пишет С. Ю. Левик:

"В то время Цесевич представлялся мне лучшим после Ф. И. Шаляпина исполнителем Бориса Годунова и, безусловно, лучшим Кочубеем в "Мазепе" П.И.Чайковского. Сцена галлюцинаций Бориса и сцена Кочубея в тюрьме проводились артистом на высоком реалистическом уровне, с большой эмоциональностью и художественным тактом. Этот такт очень помогал ему в роли Галицкого и изменял только в некоторых местах партии царя Салтана, где Цесевич иногда шаржировал. При мягкости, гибкости своего голоса и подвижной фигуре Цесевич мог быть интересным и в роли Мефистофеля … В роли Мельника (в опере А.С.Даргомыжского "Русалка". Н.Ш.) он проявлял много искренности, но в сцене сумасшествия переигрывал. Очень тепло пел он Сусанина".

Современники отмечали также его дона Базилио в опере Дж. Россини "Севильский цирюльник": "… насквозь русский, какой-то домашне-уютный, но в своем роде тоже очень интересный дон Базилио".

Одна из лучших партий Платона Ивановича на оперной сцене — Карась в опере "Запорожец за Дунаем" С.С.Гулака-Артемовского. Его персонаж поражал зрителя неудержимой веселостью, широтой души, удалью и непосредственностью. Он не играл в этом спектакле, его Иван Карась жил на сцене своей собственной жизнью, а Цесевич упивался и наслаждался этим. Так утверждали те, кто видел его в этой роли. Певец творил непосредственно в момент сценического действия. Может быть, подсознательно, сам того не ведая, он пробуждал в себе такие внутренние силы, которые в минуты творческого подъема расправляли у него за спиной крылья, и тогда его искусство производило на публику ошеломляющее впечатление. Никакая самая совершенная вокальная и сценическая школа не в состоянии произвести такого эффекта.

Интересно, что Платон Иванович был первым исполнителем партии Тараса Бульбы в одноименной опере Н.Лысенко, с которым был связан многолетней дружбой. Композитор высоко ценил талант певца. Цесевич, кстати, был хорошо знаком со многими выдающимися представителями отечественной культуры. В числе его друзей были композиторы Александр Скрябин и Игорь Стравинский, писатель В. Гиляровский, а поэт Максимилиан Волошин откровенно восхищался даром Цесевича и особенно любил слушать в его исполнении романс А.Даргомыжского "Старый капрал".

Камерный репертуар Цесевича был также обширен. Он пел романсы М. Глинки, А. Рубинштейна. А. Даргомыжского, М. Мусоргского, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, зарубежных композиторов — Р. Шумана, Ф. Шуберта, Ж. Массне. И, конечно, подлинным украшением его концертных программ всегда были украинские и русские народные песни.

А теперь вернемся к дате 1 февраля 1948 года. Вслушаемся в запись, наверно, одного из последних концертов выдающегося певца.

Бурными аплодисментами встречает виновника торжества переполненный Большой зал Дома ученых в Москве. Концерт начинается романсом П. И. Чайковского "Благословляю вас, леса". Артисту 69 лет. Романс непростой, он требует от исполнителя широкой распевности, совершенной вокальной техники. Чувствуется, что Платону Ивановичу он дается нелегко. Но чувствуется и красота тембра, и многообразие красок в нем, чувствуется и былая мощь, которая нет-нет, да и прорвется, приводя в восхищение зрительный зал. И публика отвечает артисту бурными благодарными аплодисментами.

Но совершенно бесподобное впечатление производят жанровые сценки Даргомыжского, Мусоргского — когда Платон Иванович начинает играть.

"Старый капрал" А. С. Даргомыжского. Жанр обозначен автором в нотах как "драматическая песня", стихи П. Беранже в переводе В. Курочкина. Старый солдат, прошедший сражения, войны, чудом оставшийся в живых, в запальчивости оскорбил молодого офицера. Тот отдал приказ его "для примера" расстрелять. В голосе Цесевича — слезы обиды, страх смерти, запоздалое раскаяние, ужас осознания того, что он должен получить пулю от своих. Он просит передать от него весточку родным, и сам начинает командовать собственным расстрелом. Впечатление потрясающее! Недаром Максимилиан Волошин любил именно этот романс!

"Мельник" А. С. Даргомыжского. Пьяный муж возвращается поздно ночью с мельницы и видит у порога своего дома чужие мужские сапоги, да еще со шпорами! К тому же получает от родной жены нагоняй и за внешний вид, и за позднее возвращение, и за все остальное вместе взятое. В зале — смех.

"Семинарист" М. П. Мусоргского. Молодой студент духовной семинарии лихорадочно заучивает незнакомые и непонятные ему латинские стихи молитвы, одновременно вспоминая об игривой молодой прихожанке, которой он оказывал знаки внимания во время церковной службы. В зале — овация, смех, крики восторга, топот.

Выше всяких похвал звучат русские народные песни шаляпинского репертуара "Прощай радость" и "Вдоль по Питерской". Что интересно: в трактовке и голосе Цесевича нет ни одной шаляпинской нотки! Все только свое, прожитое и выстраданное! Зал Дома ученых неистовствует!

Восемь произведений опубликовано на пластинке, восемь фрагментов того незабываемого концерта!

И вновь обратимся к статье журналиста и музыковеда В. Руденко. Автор совершенно прав, когда утверждает, что при прослушивании поздних записей певца не покидает ощущение присутствия в "театре одного актера". И заканчивает свой очерк такими словами:

"В исполнительстве Платона Цесевича органично проявлялась нравственная сущность искусства, его действенная связь с жизнью. И, быть может, за это так благодарны были ему современники".

Лучше не скажешь!


2008

К началу |  Предыдущая |  Следующая |  Содержание  |  Назад