... На Главную |
Личное мнение. Банк Антон Коноваленко Глава 30 |
Опасность таковых предложений не только в том, что они в перспективе приводят к прямым финансовым потерям. Следует учитывать и такой, часто неосознаваемый фактор их воздействия на систему, как насаждение неправильного алгоритма работы системы, как в смысле взаимодействия ее частей, так и в смысле установления или изменения целевой функции существования самой системы. Одним из способов борьбы с такими "улучшениями" является отправка любых предложений, вне зависимости от степени их кажущейся полезности для дела, после первого обращения, на дополнительную проработку и дополнительное обоснование, пусть даже и под надуманным предлогом — всегда существуют не учтенные сформировавшим это предложение человеком нюансы обоснования. "Бюрократизмус", Георгий Чернятин Вот только не надо снова и опять этой демагогии про коррупцию. Давно уже в странах, с восторгом отдавшихся демократическим моделям, этот тонкий инструмент влияния называется лоббированием, в отличие от грубого и неблагородного инструмента коррупции. Вы бы еще кредиты от МВФ назвали коррупцией… "О моделях Демократии", Богдан Хыжий Абсолютной бывает только ложь – правда всегда относительна. "Современный маркетинг", Василий Корж В процессе работы над текстом Автор всё время обращает внимание на особенности "подачи материала", но никак не может придти к окончательному выводу. Сомнения эти касаются того, как было бы разумнее, интереснее для читателя, правильнее, наконец, — сначала подавать письма, а потом размещать комментарий или прежде размещать комментарий, а потом уже письма? Казалось бы, с одной стороны, комментарий должен предварять письмам, поскольку он касается той ситуации, вследствие которой появились письма. С другой стороны, в письмах могут найти своё место и те мысли, которые в комментарий не попали в силу того, что он появились уже в процессе работы над письмами. В то же время письма бывают для чтения, чего тут скрывать, в достаточной степени скучноваты, поскольку требуют дополнительных усилий для восприятия некоторых канцелярских оборотов, без которых в письмах такого рода, увы, не обойтись. Для того, чтобы попытаться понять, о чем говорится в приведенных ниже письмах НБУ, все-таки придётся сначала разместить комментарий, поскольку Автор опасается, что нетерпеливый читатель не в силах будет заставить себя прочитать эти письма до конца, погрязнув в канцелярских оборотах и бюрократических вывертах, и в лучшем случае перелистает главу до конца не читая, перейдя к следующей главе. В худшем же закроет текст и подарит его кому-нибудь. Вначале отметим некоторые особенности украинской бюрократической системы. Мы намеренно здесь не рассуждаем о глобальности или интернационализме бюрократии как класса — особенностью же упомянутой системы является её практически полная бесконтрольность со стороны народа, который она призвана обслуживать — она обслуживает интересы транснациональных корпораций. А как сформулировать иначе, если из нижеприведенных писем очевидно, что сотрудники НБУ (и других "державных" структур) даже "чихнуть" в сторону Банка опасаются, хотя зарплату получат из государственного бюджета… Напомним, любая бюрократическая система является системой, замкнутой на саму себя — её основной "целевой" функцией является успешное поддержание своего существования. Под термином поддержание имеется в виду последовательность действий, направленная на незыблемость её существования и на обеспечение комфортного существования членов этого клуба. Да, да входящие в бюрократическую систему люди — именно члены клуба — они ни в коей мере не являются ни работниками, ни сотрудниками. У членов этого клубы весьма своеобразная этика — тех из них, кто не осознаёт её особенности, системы очень быстро исторгает во внешний, крайне неблагополучный мир "борьбы за существование". В нижеприведенных ответах на письма Предприятия рефреном звучит, цитируем: "Согласно статье 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, обязаны действовать только на основаниях, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины". Это любимейший пункт действующего Законодательства украинского чиновника! Причем "на основаниях, в пределах и способом, которые предусмотрены" "размазаны" по такому количеству законов, постановлений и инструкций, что определить, где эти самые полномочия начинаются и заканчиваются, не сможет, наверно, и целая армия самых квалифицированных юристов. А изюминкой во всех этих пределах и способах является то, что эти структуры могут "создавать" эти самые инструкции для себя сами! Мы вполне увидим это ниже на примере Антимонопольного Комитета Украины. И украинское учреждение может "подправить" действующие законы своей инструкцией, зарегистрировать её в Министерстве Юстиции Украины, и вуаля — можно смело ссылаться на 19 статью Конституции Украины и ничего не делать. Допустить возможность чиновнику писать самому себе инструкции это примерно также, как разрешить чиновнику (депутату) назначать себе зарплату — никаких внешних кредитов от МФВ или Евробанка Реконструкции и Развития не хватит. И как может чиновник "поднять лапу" на Банк, в котором 40 процентов уставного капитала принадлежит этому самому ЕБРР. Уж точно весьма нехотя. Разве только под очень сильным давлением начальства, которое такого давления, конечно же, не окажет. Уважаемый читатель, в данном месте Автором достигнут рубеж объема текста в миллион знаков вместе с пробелами. Продолжим. В ниже приведенных письмах поражает "полностью полное" отсутствие какой бы то ни было конкретики. Поясним. На сначала отметим, что, по мнению Автора, все эти перечисления и упоминания "будто бы" (так называемых) ссылок на пункты Законов Украины не более чем способ психологического давления на адресата, поскольку лишены конкретного содержания. Представьте себе первобытного человека во время грозы с испугом глядящего на небо. Подчеркнём, не имеющего никакого представления о физике процессов, происходящих в тучах. Он поселяет в облаках некоего грозного мужика, которые по непонятным поводам чего там ворчит и чем-то там грозит. Именно таким мужиком считает "пересичного громадянина" чиновник, возомнивший себя Зевсом и посылающего нам "грозовые" реляции, думающий, что бряцанье цитатами заставит нас в благоговении застыть от многозначительности всех эти букв. В какой-то мере он, этот гипотетический чиновник, прав. И весьма тонко использующий наше заблуждение, что он работает за зарплату, которую ему платит украинский народ. Если бы он её отрабатывал, тогда его изложение норм и законов было бы точным и соответствующим духу и букве законов. Но поскольку это отношение к денежному довольствию, как к зарплате, весьма сомнительно, то все эти словеса остаются словоблудием. Как это определить? Качество этого отношения к своей работе? Да очень просто. Прочитаем письма и зададим себе вопрос: "А какое всё это имеет отношение к нам?" Внимательный читатель полностью в курсе описываемой Автором ситуации и вместе с ним может поискать ответ на этот вопрос. К чему все эти перечисления и цитаты пунктов законов, если в них не указывается и не приводиться ни одного примера. Нет указания на то, какой именно пункт упомянутого Закона (Законов)имеет отношение к Предприятию и к тому, что для него Банком закрыт доступ к расчетному счету. Автор на протяжении пары-тройки десятков глав глав пытается разобраться "За что? Почему?" И не находит ответа. Не дают такого ответа ни НБУ, ни Банк. Этот вопрос Автор уже неоднократно задавал, повторимся: "Какое отношение нормы Закона Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" имеют к Предприятию"? Из этого вопроса вытекают следующие: "Где конкретные указания — на основании каких пунктов заморожены счета Предприятия и на основании наличия/отсутствия каких документов или фактов?" "Каковые факты о финансовой или производственной деятельности Предприятия позволяют посредством применения риск-ориентированного подхода сделать вывод о том, что счета Предприятия подлежат замораживанию"? Господа, где доказательства? Этих доказательств, внятного и чёткого ответа, Предприятие не может добиться уже более двух лет. Почти два года доступ Предприятия к его средствам заблокирован Банком. Автор считает — безосновательно. Фактически можно утверждать, что Банк по собственной прихоти, читай — собственному капризу — может любому клиенту "закрыть" возможность пользования его деньгами, а НБУ в ниже приведенных письмах узаконивает (легализует) такое поведение Банка. И ни слова о том, что НБУ содержится на деньги клиентов — граждан Украины, а Банк согласно Законам Украины и лицензии НБУ должен именно обслуживать клиента, а не вставлять ему палки в колёса, перекрывать доступ к его средствам и нагло использовать их в своих операциях. И отметим очередной очень важный нюанс в этих письмах. НБУ фактически нас убеждает, что Банк, как субъект "первичного финансового мониторинга", обладает ничем не ограниченными правами не только собирать информацию о клиентах, но и на основании своей, в достаточной степени произвольной трактовки этой информации, клиентов "казнить". То есть Банк выступает в роли исполнительного органа, каковых функций у него в принципе не должно быть. Во всяком случае, структура государства Украины банки в исполнительную ветвь власти не включает. Если называть вещи своими именами, то мы, граждане Украины, помимо привычных нам ветвей власти, полномочия которых с целью избежать злоупотреблением властью разделены между ними, в лице банковской системы получили дополнительную систему реализации власти над нами, систему управления нашей жизнью, которая поставила себя над всеми остальными институтами нашего общества. Причем система эта присвоила себе права, которыми мы её не наделяли. Это примерно так же, как если бы нашей жизнью управлял пылесос. Представляете себе эдакий бешеный пылесос, который рассказывает что нам есть, пить, куда ходить или не ходить, как себя вести и всё это лишь с одной целью — чтобы мы не приносили пыль на объект, за который он отвечает, половики на котором он пылесосит. Автор бы "особисто" (лично на украинском) пылесос с такими поползновениями выкинул бы немедленно. А регулятор рынка банковских услуг в это время информирует клиента Банка, цитируем последний абзац второго из приведенных в этой главе писем: «Несогласие клиента с действиями банка приводит к возникновению споров, решение которых, учитывая нормы Закона Украины «О Национальном банке Украины» и Закона о банках, не относится к полномочиям Национального банка Украины. Решение спорных вопросов между банком и его клиентом должно осуществляться путем переговоров или, учитывая положения статей 15, 16 Гражданского кодекса Украины, в судебном порядке». Когда клиенту надо решить вопрос с закрытием счёта, а Банк ему отказывает на основании того, что он не оформил заявление в соответствии с инструкцией НБУ, НБУ отправляет его в суд — «это между клиентом и Банком». Когда Банк закрывает клиенту доступ к его собственным средствам, НБУ указывает на нормы Закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» утверждая право Банка признать любого клиента террористом и присвоить его деньги. НБУ фактически легитимизирует беззаконные действия Банка. А теперь ознакомимся ос ответами НБУ на письма Предприятия. Письмо №20-0006/60892 от 21.10.2020 г. 20:34:02. Смотри Приложение 43 к данному тексту — оригинал на украинском. Национальный банк Украины — Предприятию. В оригинале на украинском языке. Совершена разбивка на абзацы. Отправитель Национальный банк Украины. Получатель: Предприятие. 01 "Про рассмотрение обращения 02 Национальный банк Украины в пределах предоставленных ему полномочий рассмотрел обращение ООО "Предприятие" (далее — Общество) от 19.09.2020 №ЗП-НБУ-001 по проблемам во взаимоотношениях с АО "Тот Банк" (далее Банк), в том числе об отсутствии у Общества доступа к счету и сообщает следующее. 03 Согласно статье 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, обязаны действовать только на основаниях, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины. 04 Статьей 2 Закона Украины "О Национальном банке Украины" (далее Закон о Национальном банке) определено, что Национальный банк Украины является центральным банком Украины, особенным центральным органом государственного управления, юридический статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации которого определяются Конституцией Украины, настоящим Законом и другими законами Украины. 05 Отношения, возникающие в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, или финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения (в том числе отношения между банком как субъектом первичного финансового мониторинга и клиентом банка) регулируются Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" от 06.12.2019 № 361-IX (в соответствии с пунктом 1 раздела X "Заключительные и переходные положения" вступил в силу 28.04.2020) (далее — Закон №361), другими законодательными актами Украины, регулирующих деятельность субъектов финансового мониторинга, актами Кабинета Министров Украины, а также другими нормативно-правовыми актами. 06 При этом, на момент, в частности, первого и повторного обращений Банка к Обществу с целью уточнения информации о клиенте, действовал Закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" от 14.10.2014 №1702-VII (Действовавший до 27.04.2020.) (далее — Закон № 1702). 07 В соответствии со статьями 6, 11 Закона № 1702 банк как субъект первичного финансового мониторинга обязан был, в частности, осуществлять изучение клиента и уточнения информации о клиенте в случаях, установленных законом; проводить анализ соответствия финансовых операций, проводимых клиентом, имеющейся информации о содержании его деятельности и финансовом состоянии с целью выявления финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу; осуществлять управление рисками с учетом результатов идентификации, верификации и изучения клиента, услуг клиенту, анализа операций, проведет них им, и их соответствия финансовому состоянию и содержанию деятельности клиента. 08 Аналогичные требования на сегодня содержатся в пунктах 3, 4 и 5 части второй статьи 8 Закона № 361 в соответствии с которыми на банк, как субъект первичного финансового мониторинга, возложены обязанности обеспечивать функционирование надлежащей системы управления рисками, применять в своей деятельности риск-ориентированный подход и принимать надлежащие меры с целью минимизации рисков использования финансов с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и/или финансирования распространения оружия массового уничтожения; осуществлять надлежащую проверку новых клиентов, а также существующих клиентов; обеспечивать мониторинг финансовых операций клиента (в том числе таких, которые осуществляются в интересах клиента) на предмет соответствия таких финансовых операций имеющейся у субъекта первичного финансового мониторинга информации о клиенте, его деятельности и риска, включая в случае необходимости информацию об источнике средств, эт "связанных с финансовой (ими) операцией (ямы). 09 Согласно части второй статьи 7 Закона № 361 применение риск-ориентированного подхода осуществляется в порядке, определенном внутренними документами банка по вопросам финансового мониторинга. 10 В свою очередь, согласно требованиям части девятой статьи 9 Закона № 1702 банки как субъекты первичного финансового мониторинга обязаны были при идентификации и верификации клиентов — юридических лиц, в том числе выяснять данные, позволяющие установить конечных бенефициарных владельцев (контролеров). 11 Аналогичные требования на сегодня содержатся в пункте 34 части первой статьи 1 Закона № 361 в соответствии с которыми меры надлежащей проверки клиентов, в частности, включают установление конечного бенефициарного владельца клиента или его отсутствии, в том числе получения структуры собственности с целью ее понимания, и данных, позволяют установить конечного бенефициарного владельца, и принятия мер по верификации его лица (при наличии), а также обеспечения актуальности полученных и имеющихся документов, данных и информации о клиенте. 12 Согласно части седьмой статьи 9 Закона № 1702 банк вправе истребовать, а клиент, представитель клиента, обязаны подать информацию и/или официальные документы, необходимую (необходимые), в частности для изучения клиента, уточнение информации о клиенте, а также для выполнения других требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. 13 Аналогичные требования на сегодня также предусмотренные частью шестой статьи 11 Закона № 361. 14 Статьей 10 Закона № 1702 было предусмотрено основания, по которым банк как субъект первичного финансового мониторинга вправе/обязан был отказаться от обслуживания, установления (поддержания) деловых отношений (в том числе путем расторжения деловых отношений) или проведения финансовой операции. 15 На сегодня, основания отказа от установки (поддержание) деловых отношений, проведения финансовой операции установлено статьей 15 Закона № 361 в соответствии с нормами которой, в частности, банк обязан отказаться от проведения финансовой операции в случае непредставления клиентом необходимых для осуществления надлежащей проверки клиента документов или сведений. 16 В соответствии со статьей 18 Закона № 361 и статьи 63 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" (далее — Закон о банках) Национальный банк Украины осуществляет надзор в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения за деятельностью банков, в частности, путем проведения плановых и внеплановых проверок, в том числе безвыездных в установленном им порядке. 17 При этом порядок проведения проверок установлен Положением о порядке организации и осуществления надзора в сфере финансового мониторинга, валютного надзора, надзора по вопросам реализации и мониторинга эффективности персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций), утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 30.06.2020 №90, которым в частности определен перечень оснований для осуществления соответствующих проверок. 18 Меры воздействия за нарушение банками, в частности, законодательства по вопросам финансового мониторинга Национальный банк Украины применяет на основании результатов (материалов) проверок банков по вопросам соблюдения требований законодательства по вопросам финансового мониторинга (в соответствии с требованиями статьи 73, 74 Закона о банках и абзаца третьего пункта 3.1 главы раздела I Положения о применении Национальным банком мер воздействия, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 17.08.2012 №346). 19 Одновременно сообщаем, что в соответствии с положениями части шестой статьи 74 Закона о банках и частей шестой-восьмой статьи 68 Закона о Национальном банке, Национальный банк Украины размещает (публикует) в установленном им порядке на страницах официального Интернет-представительства Национального банка Украины (http://bank.gov.ua/ua/news/all?tags=corrective_measures&page=1&perpage=5) информацию, связанную с нарушением банками законов Украины и/или нормативно-правовых актов Национального банка Украины, регулирующих отношения в сфере законодательства по вопросам финансового мониторинга, с указанием в частности, названия банка, общих сведений о примененных мер воздействия, общих сведений о нарушениях, за которые применены меры воздействия. 20 При этом к полномочиям Национального банка Украины, определенным Законом о Национальном банке и Законом о банках, не относится рассмотрение споров между банками и их клиентами. 21 В соответствии со статьей 55 Закона о банках отношения банка с клиентом регулируются законодательством Украины, нормативно-правовыми актами Национального банка Украины и соглашениями (договорами) между клиентом и банком. 22 При этом органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается любым образом влиять на руководство или работников банков в ходе выполнения ими служебных обязанностей или вмешиваться в деятельность банка, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 5 Закона о банках). 23 Таким образом, решение поднятого Обществом в обращении вопроса должно осуществляться непосредственно с Банком в соответствии с требованиями действующего законодательства или, учитывая положения статьи 55 Конституции Украины и статей 15, 16 Гражданского кодекса Украины, в судебном порядке. 24 Одновременно сообщаем, что по информации, полученной от АО "Тот Банк" в порядке безвыездного банковского надзора Банком по затронутому в обращении вопросу были даны разъяснения Обществу в том числе письмами от 14.07.2020 № 11/106481 и от 14.07.2020 № 11/106482. Директор Департамента банковского надзора, Подпись, Имя, Фамилия Исполнитель, Имя, Фамилия Телефон: (044) 521 89 29" Конец цитаты. Здесь же обратим внимание на следующее письмо. Письмо № 14-0004/68611 от 19.11.2020 17:36:05. Смотри Приложение 44 к данному тексту — оригинал на украинском. Национальный банк Украины — Предприятию. В оригинале на украинском языке. Совершена разбивка на абзацы. Отправитель Национальный банк Украины. Получатель: Предприятие. 01 "Про рассмотрение обращений 02 Национальный банк Украины (далее — Национальный банк) в рамках полномочий рассмотрел обращение ООО "Предприятие" (далее — Общество) от 01.10.2020 № ЗП-НБУ-002, которое поступило в Национальный банк 21.10.2020 под № 526/68888, и обращения от 27.10.2020 №ЗП-НБУ-003, которое поступило в Национальный банк 30.10.2020 по №526/71983 о проблемах во взаимоотношениях с АО "Тот Банк" (далее — Банк), в том числе об отсутствии у Общества доступа к счету, и сообщает следующее. 03 Позиция Национального банка Украины относительно затронутых в этих обращениях вопросов была изложена в письме от 21.10.2020 № 20-0006/60892, который направлен Обществу по результатам его предварительного запроса. 04 Дополнительно еще раз подчеркиваем, что в соответствии со статьями 55 и 56 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" (далее — Закон о банках) отношения банка с клиентом регулируются законодательством Украины, нормативно-правовыми актами Национального банка Украины и соглашениями (договорами) между клиентом и банком. При этом банки по требованию клиента обязаны предоставить информацию и консультации по вопросам предоставления банковских услуг. 05 Согласно статье 1075 Гражданского кодекса Украины договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Банк не вправе по заявлению клиента расторгать договор банковского счета или совершать другие действия, влекущих прекращение договора, в случае если денежные средства, находящиеся на соответствующем счете, заморожены в соответствии с Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения ". Остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию в порядке, установленном законом, перечисляется на другой счет в сроки и в порядке, установленные банковскими правилами. 06 Порядок закрытия счетов регулирует раздел XIV Инструкции о порядке открытия и закрытия счетов клиентов банков и корреспондентских счетов банков — резидентов и нерезидентов, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 12.11.2003 № 492 (в редакции постановления Правления Национального банка Украины от 01.04.2019 №56). 07 Так, пункты 142, 143 и 148 раздела XIV упомянутой Инструкции предусматривают, что текущий счет клиента закрывается на основании его заявления о закрытии текущего счета, составленного в произвольной форме с указанием таких обязательных реквизитов: 08 1) наименование банка; 09 2) наименование клиента [фамилии, имени, отчества (при наличии)], код ЕДРПОУ [регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или серии (при наличии) и номера паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и официально уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте/запись в электронном бесконтактном носителе или в паспорте проставлена слово "отказ")] владельца счета; 10 3) номера счета, который закрывается; 11 4) реквизиты счета, на который перечисляется остаток средств на текущем счете клиента, или требования физического лица в выдаче остатка средств наличными; 12 5) даты составления заявления. 13 Заявление о закрытии текущего счета юридического лица подписывается руководителем юридического лица или другим уполномоченным на это лицом. Заявление о закрытии текущего счета может подаваться в банк в электронной форме средствами информационных, телекоммуникационных, информационно-телекоммуникационных систем, если это предусмотрено договором банковского счета. 14 Банк не вправе по заявлению клиента закрыть текущий счет, если денежные средства, размещенные на соответствующем счете, заморожены или финансовые операции по соответствующему счету остановлены в соответствии с законодательством по вопросам финансового мониторинга. 15 Следует еще раз подчеркнуть, что отношения, возникающие в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, или финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения (в том числе отношения между банком как субъектом первичного финансового мониторинга и клиентом банка) регулируются Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения" от 06.12.2019 № 361- ІХ (согласно пункту 1 раздела X "Заключительные и переходные положения" вступил в силу 28.04.2020.) (далее — Закон № 361), другими законодательными актами Украины, регулирующих деятельность субъектов финансового мониторинга, актами Кабинета Министров Украины, а также другими нормативно-правовыми актами. 16 В соответствии с Законом № 361 на банк как на субъекта первичного финансового мониторинга возложены обязанности обеспечивать функционирование надлежащей системы управления рисками, применять в своей деятельности риск-ориентированный подход и принимать надлежащие меры с целью минимизации рисков быть использован с целью легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и/или финансирования распространения оружия массового уничтожения; осуществлять надлежащую проверку новых клиентов, а также существующих клиентов и тому подобное. 17 Вместе с тем отмечаем, что в соответствии со статьей 45 Закона о банках проверка соответствия квалификационным требованиям и выполнение профессиональных обязанностей работниками банка; осуществление мониторинга соблюдения руководителями и работниками банка требований законодательства и внутренних положений банка, утвержденных советом банка; выявление и проверка случаев превышения полномочий должностными лицами банка относится к функциям подразделения внутреннего аудита банка. 18 Несогласие клиента с действиями банка приводит к возникновению споров, решение которых, учитывая нормы Закона Украины "О Национальном банке Украины" и Закона о банках, не относится к полномочиям Национального банка Украины. Решение спорных вопросов между банком и его клиентом должно осуществляться путем переговоров или, учитывая положения статей 15, 16 Гражданского кодекса Украины, в судебном порядке. С уважением, Начальник Управления защиты прав потребителей финансовых услуг, Подпись, Имя, Фамилия Индекс исполнителя: 3130 Горячая линия: 0800505240" Конец цитаты. |
|