... На Главную

Золотой Век 2014, №4 (82).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА.

Глава 8.

Параграф 2.


В конец |  Содержание  |  Назад

Думаю, что такого же пристального внимания заслуживает и внешняя обстановка, ритуал наших публичных выступлений.

Ведь как обычно к этому относятся: объявлена лекция, сходятся люди, принесли графин с водой — чего же боле?!. Для любого вполне легкомысленного и заурядного концерта самодеятельности будет включена радиоаппаратура, люстры, прожектора, будет поставлен на ноги обслуживающий персонал. А здесь, на лекции,— все минимально, скудно, в полутьме. Почему? Традиция? Да. Но традиция устаревшая, в наших современных условиях противоречащая здравому смыслу, безобразная.

Разговор этот возникает не на пустом месте. У нас в стране многое делается для утверждения новых советских обрядов, есть прекрасный опыт проведения массовых праздников, шествий. Телевидение донесло до самых отдаленных уголков мира изумительные по красоте и величию ритуалы наших партийных съездов, государственных форумов; для миллионов людей на всю жизнь останутся памятными события Олимпиады-80, открытие в Киеве мемориала Отечественной войны на днепровских кручах, XII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве...

Конечно, рядовому оратору — пропагандисту, педагогу приходится действовать в гораздо более скромной, деловой, будничной обстановке. Но значит ли это, что эстетические требования к такой работе должны быть на много порядков ниже? Да и так ли оно буднично — это рядовое выступление советского оратора? Ведь часто именно здесь — на лекции, школьном уроке, в беседе пропагандиста, в кружке политпросвещения — человек впервые вплотную соприкасается с нашими святынями, с историей великой борьбы за правое дело, с сокровенными истинами марксистско-ленинского мировоззрения.

Такое соприкосновение само по себе событие. И обставлять его надо как праздник, как явление, выходящее далеко за рамки будничного мероприятия.

Здесь у нас еще масса резервов.

Говорить приходится о необходимости предварять публичные выступления лекторов, пропагандистов хорошей — не побоюсь этого слова,— броской рекламой, выполненной со вкусом, изобретательно, ярко. Важно, чтобы перед лекцией в зале звучала красивая, разумно подобранная музыка, способная настроить аудиторию на восприятие высоких мыслей. Пора также всерьез заботиться об элементарной гигиене ораторского труда: чтоб была комната, где бы выступающий мог уединиться, собраться с мыслями, разогреть голос упражнениями, привести в порядок костюм или, наконец, переодеть сорочку по выходе из аудитории.

Этот разговор я адресую, прежде всего, самому оратору. Убежден: профессионалу надо быть неумолимым. Осознайте: сегодня, сейчас вы здесь главный! Ради вас соберутся люди, отдадут вам свое драгоценное время! Обеспечить максимум условий для того, чтобы сделать свое дело наилучшим образом,— самые жесткие ваши требования в этом направлении не могут быть сочтены чрезмерными.

Слово правды, которое мы несем в аудиторию, должно быть вооружено всем необходимым техническим оснащением, облагорожено значительной личностью оратора, украшено его блестящим профессиональным мастерством. Только при этих условиях слово найдет дорогу к уму и сердцу советского человека, будет воспринято с уважением, с пониманием, возбудит желание думать, совершенствоваться, активно действовать во имя торжества нашего святого ленинского дела.


К началу |  Содержание  |  Назад