... На Главную

Золотой Век 2014, №3 (81).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА.

Глава 8.

Параграф 1.


В конец |  Содержание  |  Назад

Еще одна частность в нашей работе, достойная, как мне представляется, самого пристального внимания,— внешность современного оратора.

У человека непосвященного такое заявление вызовет ироническую улыбку: подумаешь, нашел проблему! А вот вам эпизод.

Случилось это в Киеве порядочное время тому назад. В Октябрьском дворце устраивается публичная лекция о международном положении приезжего именитого специалиста. Он появился на трибуне перед переполненным залом — уже немолодой, внушительного вида человек. Собрался говорить, да вдруг заметил у себя на плече то ли пушинку, то ли еще что-то. Тщательно счищая это "что-то", он начал так: "Дорогие товарищи! Сегодня в мире очень напряженное положение..." Наэлектризованная аудитория взорвалась хохотом. До пушинок ли, в самом деле, если в мире положение напряженное!..

Сказано это не в укор — по-человечески все можно понять...

Но обратите внимание: прошли годы, а запомнилось не само выступление, а вот этот курьезный пустяк.

В большом деле нет мелочей.

Оратор действует на глазах у многих десятков, а то и сотен людей. Как он одет, как причесан; в каком виде его тетрадь, очки, портфель, как он обращается с предметами; каковы его жесты, мимика, поведение — из этих и еще великого множества, на первый взгляд, малоприметных подробностей складывается таинство ораторского влияния.

Все-таки принимают по одежке... Это, кстати, отлично улавливают люди пустые, бессодержательные, они прежде всего заботятся о своей внешности. Тем более важно, чтоб этим проблемам уделял должное внимание человек дельный. (Решая их, естественно, не в угоду дешевой безвкусице пижона-фирмача, а со всей присущей дельному человеку дальновидностью и тактом).

Оратор иной раз и слово-то произнести не успел, а в зале уже сложилось о нем зрительное впечатление. И если появились тут какие-то негативные элементы — попробуй их потом преодолей.

Давно замечено: четкость, надежность, аккуратность работника в немалой степени предопределяются его внешним обликом.

Прекрасные в этом смысле традиции сложились в нашем партийном аппарате. Здесь принято одеваться так, чтобы в любую минуту можно было выйти на люди, всегда выглядеть корректно, в меру официально.

Посмотрите, как хорошо, изящно одеты дикторы московского телевидения! Это особенно бросается в глаза всякому, кто видел телевизионные экраны за Рубежом. Как все по-иному! На западном телевидении явно превалирует стремление выделиться, превратить свою внешность в рекламный декор. У нас—спокойная элегантность, еще более подчеркивающая обаяние, ум, если хотите,— значительность выступающего.

Позволю себе вновь сослаться на опыт Киевского театра исторического портрета. Участники наших спектаклей одеты во все черное (только и летнюю жару мы позволяем себе "вольность": серый костюм, но тоже с черной рубахой и обувью). Тут же черный рояль, черного цвета аппаратура, черная кожаная обложка книги... На таком фоне особенно ярко, выпукло читаются глаза, лицо, руки исполнителя, гвоздики на рояле...

Людям, профессионально работающим со словом, нелишне знать, сколь большое значение внешности публично говорящего человека придают наши идейные противники.

Вот пример. В конце 60-х годов на Западе гремело "дело епископа Дефреггера": бывший фашистский офицер-каратель был возведен папой римским в сан епископа, что вызвало среди католиков бурю возмущения. В разгар этих событий, 24 июля 1969 года, "Правда" писала следующее: "Даже простой сан католического священника недоступен, например, хромому, горбатому или заике. Он недосягаем для незаконнорожденного католика или уже однажды осужденного человека. Никогда не получит сана священника и тот, кто был судьей и подписал смертный приговор".

Видите, как все непросто.

Уже в наши дни популярный советский журнал "ЭКО" опубликовал на русском языке изложение книги англичанина Джона Моллоя с характерным названием "Одежда для успеха" — советы деловому человеку. Так вот "Книга для мужчин" в этих советах многозначительно начинается разделом: "Выступление перед аудиторией".

Я, разумеется, далек от мысли призывать читателя подражать церковникам или банковским клеркам, а тем более различать наших пропагандистов по экстерьеру. Сказанным лишь хотелось подчеркнуть, что в ораторском деле проблема внешности объективно существует. Методика ленинской школы красноречия, судя по нашему коллективному опыту, такую проблему не только не исключает, но придает ей качественно более значительный смысл.

Каждый из нас отделывает, формирует своп облик на протяжении целой жизни. Как показывает практика, процесс этот вовсе не ограничивается накоплением знаний, профессионального умения, благополучным решением нравственно-этических сторон биографии. При всем том еще чрезвычайно важно, как выглядит выступающий, в какой мере он соответствует тому идеальному образу советского пропагандиста, что прочно сложился в нашем социалистическом мире.

Тема эта уже затрагивалась в первой части бесед. Очень важно, чтоб человек, излагающий наши советские взгляды, нравился. Чтобы он был обаятельным, элегантным, симпатичным. Чтоб им можно было увлечься, восхититься, захотеть ему подражать.

Еще Козьма Прутков утверждал: "Если хочешь быть красивым — будь им!" Французы заявляют еще более категорично: "Нет некрасивых женщин. Есть женщины ленивые". К мужчинам, полагаю, это относится в неменьшей степени.

Речь, стало быть, идет о необходимости воспитывать в себе артистизм, требовательный вкус, острием своим обернутый прежде всего на тебя самого. И заниматься этим приходится всю жизнь. До глубоких седин. И никто, кроме вас самих, этим делом с вами заниматься не станет.


К началу |  Содержание  |  Назад