... На Главную

Золотой Век 2013, №8 (74).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА.

Глава 5.

Параграф 2.


В конец |  Содержание  |  Назад

Разговор о голосе — предмет особого курса лекций. Здесь хочется высказать лишь несколько общих соображений — скорее всего, для возбуждения интереса к данной теме.

Человек — самонастраивающаяся биологическая система. Каждый из нас обладает множеством датчиков и анализаторов, объективно и весьма точно отображающих состояние организма. Профессионал-оратор обязан научиться "считывать" такую информацию в самом себе, чтоб максимально пластично реагировать как на изменения окружающей среды, так и на всякие проявления внутреннего дискомфорта. Это умение весьма поможет вам полноценно жить и работать в нашем эмоционально напряженном мире.

Точно установлено, например: голосовые огрехи, недостатки произношения — это, за очень редким исключением, результат собственной небрежности. Отдавая себя лекционной работе, займитесь голосом!

Наблюдайте, изучайте его с тем, чтоб выявить сильные стороны, скомпенсировать слабину. Опирайтесь на среднюю, лично вам свойственную тональность, не злоупотребляйте ни визгливыми верхами, ни раскатисто-басовыми нотами внизу. Научитесь пользоваться резонаторами звука—они у нас в черепной коробке, в груди. Именно резонаторы придают голосу звучность, бархатистость, красоту.

Вот еще очень важный совет. Выработайте привычку хорошо говорить в повседневной жизни, в быту эта привычка во многом предопределит ваш успех на трибуне. Кстати, положите правилом контролировать в процессе говорения свою артикуляцию, движения мышц лица. Иногда, особенно на первых порах работы над собой, полезно бросить при этом взгляд в зеркало: ваша мимика должна быть естественной, эстетической, без надсадных преувеличений.

Умеете ли вы дышать? Не правда ли, прочтя этот вопрос, вы сразу же подумали: "Ну, ко мне это не относится. Уж что-что, а дышать я умею, не велика хитрость". Дело это, однако, вовсе не такое простое. Говорение требует особого — "фонационного"— дыхания с опорой на диафрагму. Навык такого дыхания вырабатывается путем упорных тренировок и самоконтроля изо дня в день. Неплохо при этом почаще советоваться с врачом-фониа-тором.

Говорите только на выдохе. Помните, что спокойствие, весомость человеческого поведения начинается со спокойного, уравновешенного дыхания.

Методика дыхательных и голосовых упражнений разработана у нас в стране довольно хорошо. (Из немалого числа пособий по этой теме особо хочу рекомендовать работы 3. В. Савковой, в частности написанный ею раздел "Упражнения по технике речи" в первом издании (1973 год), книги Е. А. Ножина "Основы советского ораторского искусства"). Важно отобрать в этих общих разработках самое необходимое для себя лично, а кое-что, может, и придумать, исходя из собственных потребностей.

Хорошо отлаженная работа легких целительна сама по себе. Известны случаи, когда напряженный лекторский труд излечивал даже от чахотки.

Старые мастера придавали столь большое значение голосовым и дыхательным упражнениям, что нередко предпочитали писать о таких материях в стихах — торжественным гекзаметром.

Вот любопытные "Правила чтения", сочиненные русским педагогом А. Прянишниковым:


Твердо запомни, что прежде, чем слово

начать в упражненьи,

Следует клетку грудную расширить слегка, и при этом

Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.

Плечи во время дыханья должны быть в покое,

недвижны.

Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи

И проследи, чтобы грудь не сжималась в течении речи,

Так как при выдохе движется только одна диафрагма.

Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к

дальнейшей:

Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время

Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним

дыханьем.

Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье

продолжи.

Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было:

Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных;

Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был

свободен;

Голоса звук не глуши придыхательным тусклым

оттенком —

Голос и в тихом звучании должен хранить

металличность.

Прежде чем брать упражненья на темп, высоту, и на

громкость,

Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость

звука:

Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал,

не качался,

Выдох веди экономно — с расчетом на целую строчку.

Собранность, звонкость, полетность,

устойчивость, медленность, плавность —

Вот что внимательным слухом сначала ищи

в упражненьи".


К началу |  Содержание  |  Назад