... На Главную |
Золотой Век 2013, №8 (74). ИГОРЬ ШВЕДОВ ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА. Глава 5. Параграф 2. |
Разговор о голосе — предмет особого курса лекций. Здесь хочется высказать лишь несколько общих соображений — скорее всего, для возбуждения интереса к данной теме. Человек — самонастраивающаяся биологическая система. Каждый из нас обладает множеством датчиков и анализаторов, объективно и весьма точно отображающих состояние организма. Профессионал-оратор обязан научиться "считывать" такую информацию в самом себе, чтоб максимально пластично реагировать как на изменения окружающей среды, так и на всякие проявления внутреннего дискомфорта. Это умение весьма поможет вам полноценно жить и работать в нашем эмоционально напряженном мире. Точно установлено, например: голосовые огрехи, недостатки произношения — это, за очень редким исключением, результат собственной небрежности. Отдавая себя лекционной работе, займитесь голосом! Наблюдайте, изучайте его с тем, чтоб выявить сильные стороны, скомпенсировать слабину. Опирайтесь на среднюю, лично вам свойственную тональность, не злоупотребляйте ни визгливыми верхами, ни раскатисто-басовыми нотами внизу. Научитесь пользоваться резонаторами звука—они у нас в черепной коробке, в груди. Именно резонаторы придают голосу звучность, бархатистость, красоту. Вот еще очень важный совет. Выработайте привычку хорошо говорить в повседневной жизни, в быту эта привычка во многом предопределит ваш успех на трибуне. Кстати, положите правилом контролировать в процессе говорения свою артикуляцию, движения мышц лица. Иногда, особенно на первых порах работы над собой, полезно бросить при этом взгляд в зеркало: ваша мимика должна быть естественной, эстетической, без надсадных преувеличений. Умеете ли вы дышать? Не правда ли, прочтя этот вопрос, вы сразу же подумали: "Ну, ко мне это не относится. Уж что-что, а дышать я умею, не велика хитрость". Дело это, однако, вовсе не такое простое. Говорение требует особого — "фонационного"— дыхания с опорой на диафрагму. Навык такого дыхания вырабатывается путем упорных тренировок и самоконтроля изо дня в день. Неплохо при этом почаще советоваться с врачом-фониа-тором. Говорите только на выдохе. Помните, что спокойствие, весомость человеческого поведения начинается со спокойного, уравновешенного дыхания. Методика дыхательных и голосовых упражнений разработана у нас в стране довольно хорошо. (Из немалого числа пособий по этой теме особо хочу рекомендовать работы 3. В. Савковой, в частности написанный ею раздел "Упражнения по технике речи" в первом издании (1973 год), книги Е. А. Ножина "Основы советского ораторского искусства"). Важно отобрать в этих общих разработках самое необходимое для себя лично, а кое-что, может, и придумать, исходя из собственных потребностей. Хорошо отлаженная работа легких целительна сама по себе. Известны случаи, когда напряженный лекторский труд излечивал даже от чахотки. Старые мастера придавали столь большое значение голосовым и дыхательным упражнениям, что нередко предпочитали писать о таких материях в стихах — торжественным гекзаметром. Вот любопытные "Правила чтения", сочиненные русским педагогом А. Прянишниковым: Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненьи, Следует клетку грудную расширить слегка, и при этом Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку. Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны. Каждую строчку стихов говори на одном выдыханьи И проследи, чтобы грудь не сжималась в течении речи, Так как при выдохе движется только одна диафрагма. Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей: Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время Воздуха часть добери, но лишь пользуясь нижним дыханьем. Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи. Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было: Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных; Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен; Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком — Голос и в тихом звучании должен хранить металличность. Прежде чем брать упражненья на темп, высоту, и на громкость, Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука: Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался, Выдох веди экономно — с расчетом на целую строчку. Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность — Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи". |
|