... На Главную |
Золотой Век 2013, №6 (72). ИГОРЬ ШВЕДОВ ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА. Глава 4. Параграф 3. |
Каковы бы ни были ваши приемы искусного построения речи — чем разнообразней, оригинальней, неожиданней, тем лучше,— они все, с точки зрения советской школы красноречия, должны быть теснейшим образом связаны с содержанием и в совокупности служить главной цели: способствовать предельному обнажению ораторской позиции. Они должны помочь аудитории искренно и глубоко воспринять предложенную вами систему доказательств. Ибо только на этой основе можно убедить, увлечь, повлиять! Не устану повторять: публичная речь должна быть не разговором на ходу, между делом, а тщательно выношенным, грамотно исполненным произведением. Этого требует современный уровень пропагандистской работы. Этого, в конечном счете, ждет наш слушатель — советский человек последней четверти XX века: образованный, справедливо придирчивый и, увы, пресыщенный впечатлениями. Великий реформатор советского театра Константин Сергеевич Станиславский сформулировал очень важное положение. Чтобы достичь успеха в искусстве, говорил он, надо всякий раз проходить следующую лестницу усилий: трудное сделать привычным, привычное легким, легкое — прекрасным. В красноречии трудное делается привычным за письменным столом, а вот привычное легким и легким и прекрасным — только в аудитории. Культура труда оратора тесно связана с пониманием красоты своего дела, гармонии, завершенности. Хорошее пропагандистское выступление — это всегда произведение искусства: выстраданное, умело сработанное, несущее на себе черты неповторимой индивидуальности исполнителя. Всякий раз премьера! И всякий раз напряженный тренинг, ступенька вверх. Сегодня выложился, горел, а завтра новая аудитория, и все сначала! В таком осознании бесконечности процесса совершенствования и состоит, видимо, главное отличие оратора-профессионала от начинашки-любителя, которого всегда греет надежда немедленно, без особых хлопот, что называется, схватить бога за бороду... Я вообще наблюдаю, что в искусстве, в том числе и в искусстве оратора, действует своеобразный закон; мне хочется его назвать законом накопления достижений. Определяется он систематичностью и постоянством в работе. Из крохотных, стороннему глазу порой незаметных личных побед, находок, трозрений складывается тот качественный скачок, который вдруг ощущается всеми и называется творческим ростом. Настоящий художник, мастер гото-зит такой качественный скачок безропотным повседневным усердием. Хоть маленький, но шаг вперед! "Ни дня без строчки!" — этот призыв Юрия Олеши годится оратору в не меньшей степени, чем писателю. |
|