... На Главную |
Золотой Век 2012, №9 (63). ИГОРЬ ШВЕДОВ ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА. Глава 1. Параграф 2. |
Здесь нам приоткрывается одна очень своеобразная особенность ораторского искусства. Во все времена оно было и остается острейшим оружием идеологической, классовой борьбы. Оно, можно сказать,— порождение этой борьбы, черпает в ней вдохновение, энергию, способы доказательств, технологию, язык... И в то же время ничто, пожалуй, столь точно и ярко, как ораторское искусство, не отображает облика, содержания, глубинной сущности самих классов, идеологий. Вспомните основное ленинское требование к оратору— я о нем говорил в первой беседе: прежде всего думать о слушателях, всеми силами добиваться, чтоб тебя поняли, предельно раскрывать свою позицию и на этой основе — убеждать, увлекать, влиять! Практически здесь сформулирован нравственный кодекс советской школы красноречия. Четкое, ясное, безупречно аргументированное изложение своих взглядов -- в этом мы, ленинцы, усматриваем важнейший, эталонный признак культуры ораторского труда. Мы всегда стремимся во всем занять определенную позицию, гордимся своей партийной принципиальностью. Неизменно действуем по совести, по чести, по правде. Любые в этом плане отклонения заведомо, с нашей точки зрения, безнравственны, противоречат духу и букве советских порядков и потому совершенно неприемлемы. Такое заявление — не просто декларация, рекламная заявка, пропагандистский ход. Это для нас — дело принципа, жизненная позиция. Мы иначе себя не мыслим. Все то, что составляет фундаментальные ценности социалистического строя — наша этика, мораль, наши понятия о добре и зле,— все это самым непосредственным образом характеризует и определяет деятельность советского оратора. Совершенно иная картина у наших идейных противников. Современный буржуазный оратор не может рассчитывать на успех в публичной аудитории, если он открыто — как это делаем мы! — не таясь, возьмется отстаивать интересы своей классовой группировки. Обычно в капиталистическом мире эти подлинные классовые интересы такого сорта, что их предпочитают держать за семью печатями. Отсюда все без исключения буржуазные школы красноречия нацелены, как правило, на маскировку классовой заинтересованности, на игру в объективизм, а. в сущности, на искусство сокрытия позиции. Улавливаете разницу? Ничего принципиально нового, положим, такая практика не содержит. Еще древнегреческие софисты, жестоко раскритикованные Цицероном, учили, "как достигнуть того, чтобы менее правое дело при помощи искусного изложения получило вид правого". На Западе "искусство сокрытия подлинных целей" разрабатывается подробно и тщательно. Уместно вспомнить хотя бы по-своему талантливого американца Дейла Карнеги, однофамильца знаменитого миллионера,— его лекциями и книгами вот уже много лет увлекается деловой буржуазный мир, да и у нас эти сочинения переводились и печатались. Как сделать карьеру в джунглях бизнеса? Как заставить других служить твоим интересам? Как избавиться от ненужных эмоций и переживаний? В основе всех основ, считает Карнеги,— умение убедительно говорить. Не обязательно правду — и даже совсем не обязательно правду! Не обязательно то, что ты думаешь. Но непременно то, что будет полезно для дела, для карьеры, что поможет своекорыстно использовать слабости, недостатки партнера и в конечном итоге принесет прибыль!.. Несколько лет тому назад я прочитал, что в Нью-Йорке действует учебный центр Карнеги. Он называется: "Институт ораторского искусства и человеческих отношений". Каждый бизнесмен, если употребить нашу терминологию, повышающий здесь свою квалификацию, платит за обучение пять долларов в минуту. И, надо полагать, расходы окупаются. Да, буржуазное искусство публичного говорения в полной мере отображает физиономию того общественного строя, который его породил. Ведь разве не парадокс в самом деле, что ни в одной буржуазной стране сегодня нет партии, которая бы открыто называла себя "капиталистической"! Любая буржуазная партия начинает с того, что перекрашивает фасад: "демократическая", "республиканская", "свободная", "прогрессивная"... А то ведь и "социалистическая"!.. Где уж тут искать открытую позицию?! Нынче даже само слово "капитализм" стыдливо замалчивается. "Общество равных возможностей", "страны с рыночной экономикой", "принцип свободного предпринимательства"... В Англии недавно предложен термин "каталапси" (от греческого "обмел") — "общество обмена", мило и безобидно... Позолотить пилюлю, изобразить проблему в розовом свете, отвлекающим маневром сбить оппонента, набросить на свои намерения убаюкивающий флер, скрыть позицию, достоверный интерес — на этом по существу держится вся практика буржуазного парламентаризма. Конечная цель всякого подобного выступления: победа любой ценой. Победа сейчас, немедленно, в данной аудитории! Для этого все средства хороши. На Западе в сфере профессионалов общеупотребителен термин "манипулятивная пропаганда". Один из видных столпов буржуазного ораторского искусства американский профессор Добб поясняет: "Вымыслы в речи целесообразны, если они выглядят правдоподобно и не могут быть тотчас опровергнуты". Вы только вникните в саму фразеологию: "вымыслы целесообразны"! Признаться, нам, живущим по другим законам, доводится порой прилагать известные усилия, чтобы осознать один принципиально важный момент. Когда мы произносим "вымысел", "ложь", "дезинформация", то привычно оцениваем эти категории с точки зрения нашей советской нравственности — то есть негативно. Нам бывает крайне трудно представить, что западное буржуазное общество в самом факте дезинформации не видит абсолютно ничего зазорного! Это нормальное, естественное состояние рыночных отношений: купить подешевле, продать подороже; облапошить клиента; подсунуть дрянь в роскошной упаковке; пустить пыль в глаза; разорить вчерашнего партнера; торговать человеческим телом и душой... Обыкновенное занятие! Оно вовсе не считается постыдным или нехорошим. Лгут все: президенты, чиновники, журналисты, священники, бизнесмены, писатели, отцы и матери семейств... Лгут по мелочам и на государственном уровне. (Скажем, ассигнования на производство нейтронной бомбы в государственных планах США именовались так: "средства на улучшение снабжения населения водой и электричеством"). Отпетый громила может оказаться в кресле главы правительства (Бегин в Израиле, например). И наоборот, глава правительства вдруг изобличается как мошенник, взяточник, брехун (Танака в Японии). И это изобличение, заметьте, ему вовсе не вредит!.. Ошеломляющие примеры манипуляций, массового обмана, шпионажа и предательств дает, как известно, каждая избирательная кампания в тех же Соединенных Штатах Америки... На этом фоне человек, говорящий правду, выглядит на Западе наивным простофилей, которого к серьезному делу близко нельзя подпускать!.. Право, не удивляешься, узнав, что в среде буржуазных ораторов само слово "пропаганда" воспринимается как прямой синоним слову "ложь". |
|