... На Главную

Золотой Век 2012, №4 (58).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ВТОРАЯ. ОРАТОР В АУДИТОРИИ.

Глава 4.

Параграф 4.


В конец |  Содержание  |  Назад

Любопытно, что собственно слово "сопзрес1из" по-латыни обозначает "обзор". Сегодняшние отношения оратора с аудиторией открывают в этом термине гораздо более энергичный смысл. Конечно, сидя за письменным столом и монтируя материал, мы "обозреваем" свою будущую речь. Но не только это. Конспектируя, мы как бы прокладываем курс мыслям. Поступаем, в сущности, так же, как речники на извилистом фарватере — расставляем ориентиры, "опорные точки" речи.

Поразительный факт, убедительная цифра, яркая картина, зарисовка, элемент юмора, броское сопоставление, поэтическая строка и еще многое то, что А. Ф. Кони называл "освежающими отступлениями". Зафиксированные в конспекте, они, подобно, приметным дорожным указателям, помогут провести слушателя по сложному маршруту мысли.

Предлагается четко спланированное, увлекательное путешествие. Курс явно просматривается. На всяком новом этапе — свой броский ориентир. За каждым поворотом — свежие интересные открытия. Ваши слушатели, еще каких-то 5-7 минут назад разрозненные незнакомцы, стали мыслить в едином ритме, чувствуют себя монолитным, бодро настроенным экипажем. Именно так с помощью мнемонического конспекта создается "организованная пестрота", которую ждет от нас, ораторов, современная аудитория.

Известный специалист буржуазного красноречия Поль Сопер, который во многих своих рассуждениях отнюдь не является для нас авторитетом, тем не менее дает полезный совет: "Выступая перед аудиторией, вы должны ничего не бояться, кроме самого страха".

Мнемонический конспект, сверх всего прочего, является надежным противоядием от естественного чувства страха на аудитории.

Здесь проявляется один презанятнейший эффект. Начни вы действительно импровизировать на ходу, без подготовки: подыскивать слова, мямлить, надолго замолкать — слушателей это вряд ли приведет в восторг. Но хорошо сделанная, крепко сбитая, дисциплинированная, организованная речь всегда воспринимается, как желанная, сиюминутная импровизация!

Вот ведь штука интересная!..

...На рубеже прошлого и нынешнего веков в университетских кругах Москвы был чрезвычайно популярен историк Василий Осипович Ключевский. Он, положим, не обладал ни зычным голосом, ни эффектной внешностью, как те же Плевако или Кони, и вообще свои сочинения он добросовестно читал по толстой тетради, чуть заметно заикаясь (этот недостаток речи он не поборол до конца жизни).

Но его мысль была всегда свежа и оригинальна. Он знал какую-то неотразимую тайну владения интересом аудитории. Излагая самый, казалось бы, тривиальный материал, он вдруг рассматривал его с такого неожиданного ракурса, набрасывал такие живые портреты исторических лиц, сопоставлял факты в такой ловкой комбинации, приходил к таким ошеломляющим выводам, что слушатели только ахали от восхищения.

На лекции Ключевского места занимали загодя, за две-три пары, чтоб не пропустить ни единого слова. Успех этих лекций был столь велик, что студенты порой выносили профессора на руках, распевая "Гаудеамус".

И невозможно было предположить, что Василий Осипович не только заранее готовит эти свои сюрпризы, отрабатывает их перед зеркалом, но даже нумерует. И, бывало, принесенный восторженными студентами домой, он за чайком пояснял жене: "Это я их нынче сразил остротой нумер сорок семь..."

Аудитории очень важно с первых минут почувствовать, что с нею работает мастер. Впечатляет, конечно же, не только отвага одного, вышедшего перед многими. Дело здесь, видимо, куда более тонкое. Мы с вами, выступая, обращаемся, как там ни крути, к человеческой душе. Кто же откроет свою душу, если вы начнете по ней топтаться сапогами? А вот навстречу мастеру, который, явно видно, умеет обращаться с такого рода деликатными вещами,— тут уж всякий с наслаждением распахнется до конца.

Воспитывайте в себе это драгоценное чувство мастера! Оно приходит не сразу. Оно, как правило, результат огромной, беспощадной работы.

Путь к победе в аудитории для оратора начинается с победы над самим собой — над собственной ленью, безалаберностью, равнодушием, цинизмом. С победы над самим собой! Думаю, что иного более верного залога творческого успеха попросту не существует.


К началу |  Содержание  |  Назад