... На Главную

Золотой Век 2012, №12 (66).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА.

Глава 1.

Параграф 5.


В конец |  Содержание  |  Назад

Я твердо убежден, что современную публичную речь вообще следует оценивать не по тому, что в ней опущено, а по тому, что и как сказано. Ведь как чаще всего рецензируют лекции: это не сказал, этого недостает, это обошел молчанием... А может, всего этого и не надо было говорить?! Современный оратор — так подсказывает практика — обязан в конечном счете сделать одно-единственное: сформулировать отношение к предмету.

В океане информации люди легко наталкиваются сегодня на тысячи фактов "за" и "против". Важно, чтобы, прослушав речь, аудитория убедилась, что ваша точка зрения, ваша позиция — наиболее научны, с наибольшей ясностью и глубиной вскрывают причинность явлений, максимально приближаются к нашим представлениям о справедливости, чести, общественном идеале; что вы опираетесь на первоисточники авторитетные, достоверные, уважаемые.

Только в этом случае появляется реальная возможность активно формировать общественное мнение.

"Лектор важен для современной аудитории,— считает Е. А. Ножин,— не столько как источник информации, сколько как ее оригинальный интерпретатор, выразитель мнения по тем или иным вопросам".

Наш слушатель — "простой советский человек",— между прочим, давно уже не прост. Вдумайтесь: до Октябрьской революции на Украине было абсолютно неграмотным 72 процента населения. А недавно журнал "Коммунист Украины" опубликовал такую цифру: нынче в республике 73 процента работающих — это люди со средним и высшим образованием.

Произошли глубокие качественные изменения в нашей жизни. Сегодня, входя в аудиторию, приходится брать ориентир на знающего человека. Или, как выражался великий ученый Климент Аркадьевич Тимирязев, надо поддерживать и развивать в людях "умственный аппетит".

Люди хотят думать, способствуйте этому! Культура вообще, и в частности политическая культура, начинается с активного думания. К этому сводятся если не все, то основные проблемы совершенствования ораторского труда — в нашем, советском понимании этого дела. Ведь еще древние знали: хорошо говорит тот, кто хорошо и ясно мыслит.

Итак, скажете вы, следуя логике моих рассуждений, рассмотрены два принципа ораторского дела — советский и буржуазный, два разных способа публичного говорения. Но, если вернуться к исходному пункту, то что же получается? Буржуазный оратор, стало быть, всеми правдами и неправдами добивается победы в аудитории. А оратор-марксист? Он что, объявляясь на публике, готов заранее смириться с возможным своим поражением?

Ничуть не бывало! Оратор-марксист выходит на аудиторию во имя победы!

Но победы какой?! - точки зрения советской школы красноречия, цель выхода на аудиторию отнюдь не состоит в достижении сугубо личного успеха. Цель любого нашего выступления есть, прежде всего провозглашение истины, защита истины, торжество истины!

В споре каждый участвует с желанием утвердить свою точку зрения. Но двое спорящих не могут быть одновременно правы.

Желательно, конечно, чтобы противник в споре был уложен, что называется, на обе лопатки. И в период подготовки к выступлению надо для этого делать все: нарабатывать знание предмета, неотразимую аргументацию, мобилизовать свое умение... Но даже в том случае, когда публичное выяснение проблемы заканчивается не в его пользу, подлинный марксист-диалектик рассуждает так: мы спорили, мое мнение в данном случае оказалось несостоятельным, но восторжествовала истина — да здравствует наш спор!

(Я, естественно, опускаю случаи пустопорожних словопрений, когда знание предмета подменяется амбицией, а доказательства эмоциями. Академик Б. Кедров в одной из своих статей сделал важное уточнение: "Истина рождается в споре, и именно в споре специалистов").

А если все-таки истина, как вам представляется, не восторжествовала? Тогда все сначала: самокритично выверить себя, мужественно преодолеть обиды, разобраться в доводах оппонента, вооружиться свежими фактами — и снова в бой! Защита истины — штука суровая. Тут требуется преданность делу, трезвость мысли, отвага, неугасимое стремление идти избранным путем до конца, до полной победы.

Так действовал Ленин.

Вся история КПСС, документы и решения нашей партии, судьбы многих замечательных ее сынов и дочерей — величайшие образцы творческого, отважного, победного искания истины на самых порой трудных, на самых неизведанных путях переустройства мира.

Из всего сказанного само собой напрашивается важное резюме.

Практика повседневно подтверждает, что успех выступления в современной аудитории прямо обусловлен идеологической зрелостью оратора, его марксистско-ленинской закалкой. Именно этими качествами определяется сила мышления говорящего человека, научная достоверность анализа явлении, четкость выводов, общественная значимость в прогнозах. Идейность, политическая культура является базой, надежно обеспечивающей действенность публичного слова, степень влияния его на слушателей и, в конечном счете, само нравственное право оратора на изложение предмета.


К началу |  Содержание  |  Назад