... На Главную |
Золотой Век 2012, №11 (64). ИГОРЬ ШВЕДОВ ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ. КУЛЬТУРА ОРАТОРСКОГО ТРУДА. Глава 1. Параграф 4. |
Всякий мыслящий человек рано или поздно осознает: выбор источников информации — это очень серьезно! Я даже склонен думать, что это — одна из самых серьезных проблем среди тех, что неизбежно встают перед каждым уже в школьные, студенческие годы. Умение сориентировать себя в нужном направлении драгоценно всегда. Но оно становится безусловно решающим фактором, как только человек вступает на стезю оратора,— будь то педагог, лектор, пропагандист, партийный или комсомольский работник, организатор любого дела. В первой беседе была высказана мысль: безусловным преимуществом в чтении должны пользоваться фундаментальные сочинения марксистско-ленинской литературы. Думаю, что трудно дать более полезный совет современному разумному человеку. Ибо практикой доказано: неукоснительное следование этому совету обеспечивает прочную опору в жизни, оттачивает политическое и житейское ясновидение, оберегает от многих ложных шагов и решений. И вот что особенно важно подчеркнуть: формирование научного марксистско-ленинского мировоззрения — это сегодня главная, единственно надежная форма выработки стойкого идеологического иммунитета. Нам теперь нередко попадает в руки (и в уши!) зарубежная информация. Ее источники зачастую привлекают броской подачей материала, сенсационностью. Здравый смысл подсказывает: взращенные на иной, чаще всего враждебной нам идеологической почве, такие источники требуют к себе безусловно критического отношения. Лучше всего пользоваться ими, вооружившись комментариями специалиста (такие комментарии публикуются либо как предисловие к самому источнику, либо в периодической прессе). Что касается зарубежных материалов, у нас официально не опубликованных,то, полагаю, элементарная порядочность не позволит вам опираться на них и, естественно, на сведения в них содержащиеся в каких бы то ни было своих публичных высказываниях, а особенно в рассуждениях идейно-философских, нравственных, при оценке политических событий в нашей стране и за рубежом. Здесь единственным авторитетом может быть признана, опять же, только наша, советская точка зрения. Разговор об источниках информации неизбежно упирается в целый ряд сугубо практических проблем. Прежде всего, разумеется, формирование личной библиотеки оратора. Это особая, большая тема. Коснусь лишь нескольких положений. Есть издания, которые мне представляются совершенно обязательными в библиотеке оратора. Это—Полное собрание сочинений В. И. Ленина, руководящие документы КПСС — решения съездов и Пленумов, речи руководителей партии и правительства. Не сомневаюсь, что в вашем личном собрании широко представлена методическая литература издательств общества "Знание", Политиздата и др. Это — наши с вами настольные книги, добрые друзья и собеседники, помогающие совершенствоваться в профессии оратора. Столь же естественным видится здесь максимально полный подбор книг по вашей прямой специальности. Драгоценным украшением библиотеки оратора являются всякого рода справочники, документальные брошюры, путеводители, статистические сборники. И, конечно же, энциклопедия и самые различные словари. Сужу по собственному опыту: никогда не знаешь, какого рода справка понадобится вдруг, сию минуту! Очень важно четко определить круг своих интересов и этому подчинить собирание книг (жадное накопительство, хватание каких попало изданий, здесь, конечно же, совершенно неуместно). Собственная -книга удобна для углубленной проработки: допустимы подчеркивания, закладки, она всегда под рукой. Но так как сплошь и рядом приходится пользоваться книгами из библиотеки, есть смысл завести специальную тетрадь, своего рода "источник источников", куда тщательно записываются по тематическим разделам сведения о том, где и что именно содержится из интересующих вас областей знания. Из вороха советов, которые естественно напрашиваются у истинного книголюба, когда речь идет о собственной библиотеке, выберу лишь еще один. Освойте непростое уменье быстро и основательно просматривать всякую книгу, попавшую к вам в руки, и составлять о ней собственное суждение (заядлые книгочеи называют этот процесс обнюхиванием книги). В этом случае очень поможет техника скорочтения. Однако ею не следует злоупотреблять при непосредственной работе над текстом — тут куда более результативной оказывается неспешная фундаментальность. Неисчерпаемым питательным родником для оратора являются вырезки из периодической прессы. Желательно их собирать в папках строго определенной тематики — это впоследствии облегчает поиск нужного материала. Есть издания периодики (по моему личному опыту, скажем, журналы "Коммунист", "Вопросы истории", "Наука и жизнь", "Наука и религия"), которые кромсать на вырезки кощунственно. Тут вновь пригодится ваш личный "источник источников" — тетрадь, куда вы запишете, а потом легко найдете адрес нужной публикации. И наконец, как результат ежедневной работы над материалами накапливается масса отдельных выписок — цитаты, цифры, имена, свои собственные мысли. В этом случае особенно удобны карточки обычного формата, как в библиотечных каталогах. Постарайтесь сразу же организовать собственную картотеку — коробку, ящичек, где бы такие заметки хранились постоянно. Со временем они превратятся для вас в настоящее богатство и не раз со>-служат добрую службу. Естественно, что каждая такая карточка-запись должна содержать безупречно точный текст сообщения, указание, откуда оно выписано (название публикации, год издания, страница), а иногда и пометку о том, для чего такая запись сделана вами, куда она предназначена. Обеспечение собственной "энерговооруженности", создание для себя научно-справочного аппарата дело трудное, долгое, но на это надо идти совершенно сознательно. Точно то же, вспомните, говорилось по отношению к мнемоническому конспекту. Всю эту подготовительную работу надо делать собственноручно, неустанно искать способы ее совершенствования, модернизации. Чем раньше вы такую работу начнете, тем лучше. Уж больно много преимуществ получите вы в конечном результате. Люди, слушая вас в аудитории, не только уловят богатство вашей речи, весомость аргументации, оригинальность иллюстраций, но и легко догадаются, что еще больший объем информации остался у вас в запасе неиспользованным. |
|