... На Главную

Золотой Век 2011, №9 (51).


ИГОРЬ ШВЕДОВ


ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ


БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ

КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год.


БЕСЕДА ВТОРАЯ. ОРАТОР В АУДИТОРИИ.

Глава 3.

Параграф 3.


В конец |  Содержание  |  Назад

Третий этап конструирования — едва ли не самый ответственный в представлении древних ораторов — словесное выражение ("elucutio"). Здесь схема, скелет как бы обрастали живой плотью. Речь импровизировалась, рождалась в том виде, в котором она должна дойти до слушателя. Сочетание слов, отработка стилевых особенностей, применение образных средств фразы и периода -"тропов" и "фигур". Все это вместе вело к отделке слога будущей речи.

(Я в своей практике этот этап конструирования стараюсь непременно проходить не за письменным столом, а непосредственно в аудитории. Разумеется, хорошая импровизация получается только в том случае, если, тщательно продумав план и детали, вы выступаете перед слушателями, понимающими вас, готовыми способствовать вашему сочинению. И еще очень важно, чтобы этот первый экспромт был непременно зафиксирован на магнитной пленке).

Четко различая слог простой, средний и возвышенный, древние авторитеты давали мудрый совет: максимально удерживаться от применения возвышенного слога, дабы не выглядеть пустым декламаторам.

Впрочем, градуировка слога порой достигала редкой изысканности. Был такой ныне совсем забытый специалист, профессор царскосельского лицея Николай Кошанский — его "Общая риторика" в прошлом веке многократно переиздавалась. И хотя передовые современники (В. Белинский) отнюдь не восторженно отзывались об этом сочинении, одно место из Кошанского хочется процитировать: "Мы говорим: слог легкий, плавный, быстрый, нежный, гармонический, приятный, прелестный; слог обработанный, сжатый, затейливый, колкий, комический, пародический; слог живой, свежий, натуральный, живописный, пылкий, огненный; слог тяжелый, грубый, дикий, шероховатый; ...слог холодный, принужденный, надутый, высокопарный, натянутый, растянутый; ...слог водяной, топорный, булыжный или шелковый, бархатный, жемчужный". Как не подивиться этакой пестроте!

При всем том наиболее дальновидные из древних ораторов неизменно утверждали, что украшения составляют достоинства речи лишь тогда, когда они естественны, не вымучены, органичны. (Надо заметить, что на этапе "elucutio" с наибольшей определенностью проявляются вкус, уровень духовной культуры оратора).

Но наиболее важное, как мне кажется, уточнение в этом плане делает все тот же Цицерон: "При богатстве содержания природные способности... сами собой... откроют оратору путь к украшениям речи".


К началу |  Содержание  |  Назад