... На Главную |
Золотой Век 2011, №7 (49). ИГОРЬ ШВЕДОВ ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год. БЕСЕДА ВТОРАЯ. ОРАТОР В АУДИТОРИИ Глава 3. Параграф 1. |
Внимание форме! Как видите, этот призыв касается глубинной сути отношений в системе "оратор — аудитория". И к формализму, как одному из проявлении скудоумия, решительно никакого отношения не имеет. Не ради баловства новациями, не в угоду косным правилам или обязательным поучениям, не для кичливого "самоутверждения" бьется мастер-оратор над совершенствованием своего творения, а исключительно из осознания высокого общественного долга, из уважения к людям, что придут его слушать. Снова сошлюсь на А. Ф. Кони: "Нужна яркая форма, в которой сверкает пламень мысли и искренность чувства". Лучше не скажешь! В прошлой беседе мы зафиксировали следующее положение: профессионализм оратора начинается с отработки замысла. Есть смысл подчеркнуть, что не только во вступлении — на всем протяжении речи просматривается устойчивая диалектическая зависимость: значительное содержание властно требует точной, изысканной формы, а поиск такой формы неизбежно заставляет оттачивать, углублять самое содержание. Тут одно как бы подстегивает, стимулирует, оплодотворяет другое. Проблема формы рождена не нами, она, можно сказать, стара, как мир. Древние, к примеру, знали только два вида литературной деятельности — поэзию и ораторское искусство. Историки и философы, относившиеся к разряду мудрецов, писали либо как поэты — стихами, либо как ораторы — периодами. Последний способ именовался, в отличие от высокой поэзии, "Solutio oratio" (свободная речь). А кто был попроще, и не имел возможности обучиться ни поэзии, ни периодам, тот писал, как бог на душу положит,— более чем свободной речью: "prosoluto" или "prorsa oratio". Стиль этот считался низменным. Могли ли предполагать напыщенные риторы, что жалкий низменный "прорза орацио" превратится у нас в славянском мире в могущественную прозу и станет владыкой интеллектуальной жизни! Но в те далекие времена искусство оратора почиталось превыше всего. Покровительницей ораторского искусства, как и эпической поэзии, считалась старшая из девяти античных муз Каллиопа — она изображалась женщиной-воином в шлеме и тунике. Учебники красноречия, слепо перепевавшие классиков, традиционно начинались магическим заклинанием: "Риторика есть наука изобретать, располагать и излагать мысли". Колдовство! Почти как превращение железного гвоздя в золотой луидор. В древности выделялось три основных вида красноречия: политическое, торжественное, судебное. (Крупнейшие советские авторитеты, такие, как автор настольной для каждого пропагандиста книги "Основы советского ораторского искусства" профессор Евгений Александрович Ножин, четко различают существование в наше время несколько большего разнообразия видов, а именно: красноречие социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое и церковное — так называемая "гомилетика"). Но в любой речи, к какому бы виду она ни относилась, классические источники неизменно различали пять важнейших составных частей ее создания, пять этапов конструирования. Хочу остановиться на этом подробнее, ибо тут мы поистине прикасаемся к одному из глубинных таинств построения публичной речи. |
|