... На Главную |
Золотой Век 2011, №11 (53). ИГОРЬ ШВЕДОВ ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ «Молодь», 1986 год. БЕСЕДА ВТОРАЯ. ОРАТОР В АУДИТОРИИ. Глава 3. Параграф 5. |
Видимо, не существует единого, наилучшего для всех людей и на все случаи жизни метода работы с памятью. Дело это глубоко индивидуальное. Моя память, к примеру, хотя и не исключает, насколько я могу заметить, использование цепочек ассоциации, зрительных образов, разного рода структурных связей, все-таки в главном, судя по практике, ориентирована на фиксацию логических, смысловых категорий, пропущенных, разумеется, через эмоциональную сферу. Это— сильная сторона моего мозга, и я ею широко пользуюсь, выступая на концертной эстраде с изложением своих устных документальных книг. В голове у меня, можно сказать, хранится уже целая библиотека. Каждая такая концертная книга в двух отделениях содержит весьма обширный объем информации. Мне в общем удается многократно воссоздавать эту информацию в разных аудиториях с почти безупречной точностью. Сохраняя при этом — для слушателей во всяком случае — ощущение живой импровизации. Без этого текст умирает. Словом, в технике запоминания действует старый мудрый принцип древних греков: познай себя! Исходи из своих индивидуальных особенностей и возможностей! Здесь, конечно же, имеют решающее значение такие параметры: к какому типу высшей нервной деятельности вы принадлежите, в чем сильные и слабые стороны вашей памяти, когда ощущается предел вашей интеллектуальной нагрузки, в какое время суток и при каких условиях вам работается наиболее продуктивно... При разработке принципов личной организации труда оратору-профессионалу следует, как я полагаю, взять во внимание несколько общих правил работы с памятью. Вот некоторые из них: — Память, как и мускулы, поддается тренировке. Не страшны перегрузки, страшна мыслительная леность. — Запоминание — активный процесс, требующий четкой волевой установки; замечено, что нацеленность на прочность запоминания значительно увеличивает возможности мозга; — Продуктивность осмысленного запоминания почти в 20 раз выше механического. — Человек, в принципе, ничего не забывает, просто многое не умеет вспомнить в нужный момент. Но вот события, вызвавшие эмоцию, интерес, хранятся в памяти прочнее и дольше, чем нейтральные, и легче оттуда извлекаются. — Прочность запоминания во многом зависит от прогнозирования того, насколько данное сообщение может пригодиться в будущем. Наша память — это не только "вчера", но п "завтра". — И вот что, пожалуй, еще. С годами, конечно, происходят изменения не в лучшую сторону. Однако не следует этот естественный процесс драматизировать. В громадном большинстве случаев память исправно служит человеку до конца его дней, а логические ее способности с возрастом даже улучшаются. Лютый враг памяти, как и вообще интеллекта, алкоголь. Дырявые мозги чаще всего не столько результат старения, сколько следствие дурно проведенной молодости. Хотите, чтобы паша мыслительная машина хорошо работала — берегите ее смолоду. ...Итак четыре этапа позади: нахождение, расположение, словесное выражение, запоминание. Только после этого древний оратор приступал к пятой, заключительной части своего дела: собственно произнесению ("actio" — называл этот этап Цицерон). Техника речи, голос, пластика тела, жесты, режиссура — все то, что связано с непосредственным действием оратора в аудитории... Проследите, однако,— собственно, ради этого делался пространный экскурс: четыре из пяти этапов конструирования речи, наиболее, пожалуй, трудоемкие, отданы подготовке к выступлению, той черновой работе, о которой слушатель порой даже не подозревает. Да нам-то, сидящим в зале, по правде говоря, совершенно безразлично, какой ценой досталось оратору его удачное выступление!.. Здесь проявляется своеобразный "эффект айсберга". Ледяные гиганты, плавающие в океане, показывают над поверхностью только едва ли одну восьмую часть своего объема, основная масса у них под водой. Точно так и в хорошо сделанной речи: даже по чисто формальным соображениям четыре пятых там, в глубине. Главная работа постороннему глазу не видна. Это — длительный, часто чрезвычайно тяжкий, сугубо личный, интимный процесс. Эдисон утверждал, что успех любого творческого труда состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов пота. Похожее высказывание приписывают и Льву Толстому... |
|