... На Главную |
Золотой Век 2010, №1 (31). ИГОРЬ ШВЕДОВ ИСКУССТВО УБЕЖДАТЬ БЕСЕДЫ О СОВРЕМЕННОМ КРАСНОРЕЧИИ КИЕВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК ЛКСМУ "Молодь", 1986 год. БЕСЕДА ПЕРВАЯ. ОРАТОР. Глава 1. Параграф 1. |
Замечали ли вы, читатель, что само слово "оратор" как бы вернулось к нам из далекого далека и сегодня утвердилось во всей своей живой многозначности? Оно, рожденное древними, вполне непринужденно чувствует себя в нашем современном языке. Мы говорим об ораторской деятельности, ораторском мастерстве, ораторском влиянии и не ощущаем при этом ни малейшего оттенка книжности или архаики. В том представлении, которое объективно сложилось у нас в народе, оратор — это, в сущности, всякий человек, выступающий публично, излагающий свои мысли перед какой-то более или менее организованной аудиторией. А вот искусство оратора, или (для нас более привычный термин) искусство красноречия' есть, с несомненностью, умение излагать свои мысли сразу для множества людей. Но что это такое — вот это умение? Дар божий, ниспослание свыше, свойство редких счастливчиков — избранных? Или нечто благоприобретенное, доступное если не всем, то многим, нечто такое, чему можно выучиться, развить в себе, усовершенствовать? А если можно выучиться, то как? С чего начинать? Когда начинать? Как преодолеть проклятую скованность, которая так знакома всякому, кто хоть раз стоял перед аудиторией; скованность, делающую тебя на людях неуклюжим, безмозглым, безъязыким, отвратительным самому себе?.. Готовишься, ночей не спишь, измараешь гору бумаги, выступаешь в поте лица своего, остаешься в общем собой доволен, а придя домой, вдруг соображаешь, что самого главного — во имя чего мучился, не спал ночей, обливался потом! — что именно этого главного, выступая, почему-то не сказал! Где приобрести, как выработать счастливую легкость общения с аудиторией? Как научиться владеть собой?! Давно замечено, что ответы на эти отнюдь не праздные вопросы, увы, не укладываются в рамки сугубо кулинарных рецептов. Здесь не посоветуешь конкретно, что по каждому случаю надо непременно взять, в какой пропорции, что с чем и каким образом соединить, а главное, довольно трудно прогнозировать, что из всего этого получится в конечном итоге — в аудитории, когда смотрят на тебя десятки, порой сотни пар глаз, и от этих взглядов почва уходит из-под ног... Да и не сегодня родились такие проблемы. Это нам только кажется, что мы столкнулись с чем-то непредвиденно новым, порожденным сугубо сегодняшними нашими потребностями. На самом деле у забот публичного говорения, можно сказать, длинная и седая борода. Ведь вдумайтесь, только писаная история ораторского искусства насчитывает ни мало ни много две с половиной тысячи лет! Так называемая эллинская школа в Греции дала поразительную вспышку где-то в пятом-третьем веках до нашей эры. Ораторское искусство стало важнейшим фактором общественной жизни, средством к выдвижению, славе, богатству. Этому хотели учиться, за учебу дорого платили. Знаменитых ораторов одаряли почестями, знали наперечет: Перикл, Лисий, Исократ, отец "статусов" Гермагор, первый основательный теоретик этого дела Аристотель, Сократ, Ликург, Демосфен... Имена-то какие! Несколько позднее и на основе греческого опыта свой второй "золотой век" ораторское искусство пережило, как известно, в Древнем Риме: Катон, братья Гракхи — Тиберий и Гай, Антоний, Красе, Цезарь. Позднее и в ином качестве, но тоже замечательные ораторы и педагоги — Гортензий, Квинтиллиан. И, наконец, уже совсем на закате Римской рабовладельческой республики — величайший оратор древности, вечный спутник мыслящего человечества, чей авторитет, чьи дельные советы и поучения пережили века и отнюдь не утратили значения в наши дни: Марк Туллий Цицерон. "Кикеро" — произносили это славное имя в античной древности. (Что по-русски обозначает просто-напросто: "горох". Таково было семейное прозвище знаменитого оратора, прозвище, которым он, "homo novus" — простолюдин по происхождению, всю жизнь очень гордился и даже, достигнув высшего по тем временам звания "Отец отечества" и императорских почестей, не захотел взять вместо "Кикеро" что-нибудь поименитей). Время римской школы и Цицерона — второй-первый век до нашей эры. Но обратите внимание, и у эллинов, и у римлян были предшественники. Их искусство взросло не на пустом месте. Они сами на кого-то ссылались; в той своей бесконечно от нас далекой древности — а у них ведь тоже была своя древность! — они кого-то считали непререкаемым авторитетом, чьи-то ораторские подвиги передавали из уст в уста... Так что подлинная история ораторского искусства, история мук и поисков в деле публичного говорения отодвигается, конечно же, в еще более необозримую даль веков. Старое дело. И вечно молодое! Просто каждый из нас, приходя в этот мир, открывает его для себя заново. И, естественно, сталкивается с массой загадок, в общем-то, отнюдь не новых под луной. Скажу больше: говорение в аудитории — это, кажется, единственный вид искусства, который не знает стиля "ретро". Процесс рождения звучащего слова по духу своему глубоко современен. Живой человек перед живыми людьми — в самой этой композиции неизбежно слышится отзвук конкретных идей, целей, намерений. |
|