... На Главную |
Золотой Век 2007, №4 (4). Юрий Лопотецкий ПЛАТ. |
- Ну, вот слушай. - Слушаю-с. - Я тебя полюбила. - Покорно Вас благодарю. - Может быть, ты и не стоишь; да и конечно не стоишь. - Лучше бы уж Вы не любили, мне бы покойней было! Конечно, он в изрядной обиде. Однако где-то, во глубине смятенной души, тешит себя надеждой, что любим. Но... если и любим, так что же? Всякому ли хочется быть безделицей в чужих руках? Да и гордость... А все ж, любим, иль нет? Неведомо. Полноте, не может она любить. А вдруг? И он, согретый надеждой, робко придвигается к ней. Порывается обнять. Любимая! - Только ты не подвигайся, а сиди смирно! - При таких Ваших словах смирно сидеть невозможно-с. Бессильно опали руки, поникли в кручине-печали плечи. Как же так? Отчего? Как можно? - Нет, нет, отодвинься. Отодвигается. Тяжкий вздох его слышен уже с другого края скамьи. А круг них тихим шелестом падают и падают спелые яблоки. - Вот так! Как бы я расцеловала тебя, мой миленький. Вновь вознесся надеждами. Оторопь. Смятение. Ужели любим? - Кто же Вам мешает-с? Сделайте Ваше одолжение! - Нет, этого нельзя. Вот видишь, что я тебя люблю, вот я и доказала. - Только на словах-с, - с горестным вздохом разочарования ответствует он. В бессильном отчаянии отворачивается. - Да, на словах. А то как же еще? Ну, теперь ты мне говори такие же слова! - Нет, уж я другие-с. - Ну, какие хочешь, только хорошие, приятные; я и глаза зажмурю. - Да трахни ты ее, тормоз, чо сопли жуешь! Он вздрагивает испуганной птицей. Смешался. Наважденье рассеялось. Беспомощно оглядывается в зал. Смутили, сгубили игру... Бьющая через рампу агрессия партера захлестывает, подавляет. Жесткость реального мира. Нет Любви, будто и не было никогда. - Уж не знаю, приятны ли они будут, - только от всей души. - Ну, говори, говори, я дожидаюсь. - Не только любви, а никакого ... - Алле! Да! Нет! Да чо ты вчехляешь? Я, по ходу, театр смотрю. Отвали. Да! Да! Нет! В натуре. Сама перезвоню. Чмоки! - ...чувства настоящего и никакой жалости в Вас нет-с. Она растерянно смотрит в зал, сбитая с толку пронзительным звонком бесцеремонного мобильника. Дрожат обиженно губы. Зачем она здесь? Отчего так все скверно? Берет себя в руки: - Так разве это у меня не любовь, что же это такое? - Не, ну ты приколись! Да чо выгинаться-то? - Баловство одно, только свой каприз тешите. Одна у Вас природа с Амосом Панфилычем, вот что я замечаю. - Точно! Мужик, да завали ты ее! Чего очкуешь? - Конечно, одна, коли он мой отец. - И одно у Вас удовольствие: издеваться над людьми и тиранить. Вы воображаете, что в Вас существует любовь, а совсем напротив. Года подошли, пришло такое время, что уж пора Вам любовные слова говорить, вот Вы и... - Точно! Года, блин! Ну чо быкует, а? - ...избираете кого посмирнее, чтоб он сидел да слушал Ваши изъяснения. А прикажет вам бабушка замуж идти, и всей этой любви конец, и обрадуетесь Вы первому встречному. А мучаете Вы человека так, от скуки, чтоб... - Ну я прям торчу, детский сад какой! Димон, у твово мобилы сколько мозгов? - 5 мегов. - Скоко??? Чо так голимо? - Че голимо-то? У самой че, типа круче? - ...покуда, до жениха, у Вас даром время не шло. И сиди-то он смирно, и не подвигайся близко, и никакой ему ласки, все это... - Секи, Димон: фотка на полтора мегапикселя, радио и типа голосовой набор. - А полифонию покажь! Дай сюда, заценю! Грузный мужчина в восьмом ряду, одетый в скромный темноватый костюм, порывисто встал, и, подавшись вперед, вырвал из рук Димона с седьмого ряда разголосившийся полифонической <Муркой> мобильник. Судорожно, до хруста сжал в кулаке. Замахнулся. Сдержался. Брезгливо, рваным, истеричным движением выдрал аккумулятор. Телефон хрюкнул, стих. Димон тупо смотрит на опустевшую ладошку. Его подружка, школьница пятнадцати лет, вскакивает, разворачивается; пальчики с двухсантиметровыми фиолетовыми коготками хищно впиваются в спинку кресла. Крылья носа, проткнутые блестящей мерзостью, возмущенно сопят-раздуваются. Поликсена растерянно смотрит на захлебнувшегося текстом Платона; Платон, забывший роль - на мужика. Шок. - Ты, овца! Я на Островского пришел, или твою <Мурку> слушать? - Отдайте! - Мужчина, Вы сошли с ума! Спектакль идет! Отдайте девочке телефон! Вы же интеллигентный человек! - Да, действительно, мужчина, должны же быть границы! - Сударь, актеры на сцене ждут! Взбешенный мужчина затравленно оглядывается на шиканье из партера. Распускает галстук. Берет себя в руки. Спокойно, уверенно, зловещим шепотом: - Слушай сюда, маленькая дрянь! Чтобы в антракт всей кодлой в последний ряд сдернули. Порву, тварь! Доступно? И кренделя твоего утрамбую. - Затем вполголоса, с ноткой презрения: - А вам, господа, должно быть стыдно! Вам в душу плюют, а вы - терпите. Отдал телефон. Сел. Ссутулился. Виновато посмотрел на Платона. Пожал плечами. Чувствуется, ему совестно за свою вспышку. Вполголоса, с горечью, опустив голову: - Полгода хотелось праздника. Ехал за 120 километров... Твари... Его спутница успокаивающе кладет ладонь поверх яростно сжатых кулаков. Нормально. Такое время. Что тут поделаешь? Остынь! Он вновь берет себя в руки. Виновато глядя на Поликсену, прикладывает руку к сердцу. Будто в слепящих огнях рампы она может видеть. Увидела. Или почувствовала? Нежно коснулась руки Платона. Очнулся... - Э-э-э... Обрящет Вам тятенька... где-нибудь в трактире, шут его знает... какого... оглашенного... э-э-э... какого... оглашенного, и Вы сейчас ему на шею, благо дождались своего настоящего. Но что-то все же изменилось. Не сразу. Не вдруг. Медленно, мучительно медленно тишина вступала в свои права. Понемногу стихли звонки мобильных. Выдохлись разговоры. Утомился скрип кресел. И вот, зачарованное внимание заполнило зал. Школьники, отбывающие культурное мероприятие, заворожено внимали тем двум. Тем, которые на сцене. Тем, которые любят, но не знают, что с этой любовью делать. Пока не знают. Их слушают, забыв про мегапиксели. Ведь это - вечная тема. - Не за тем Вы звали, да за тем я шел. Кабы я Вас не любил, так бы не говорил. А то я Вас люблю и за эту самую глупость погибаю... Едва привстав, Поликсена пересаживается. Чуть ближе к Платону. - Куда ж Вы подвигаетесь? - Не твое дело. - А теперь вот из дому выгнали, а я человек честный, благородный. Да в яму еще сажают, завтра повезут, должно быть. Прощайте! - Господи! Да сделай же что-нибудь, парень! - шепот расстроенной девочки с девятого ряда. - Не тормози! Давай, братан! - вполголоса с шестнадцатого. Поликсена... Она еще ближе... Еще... Едва ли не рядом... - Вот уж Вы и совсем близко. - Ах, оставь ты меня! Я так желаю, это мое дело. - Парень! Парниша... - вновь с девятого. - Да ведь я живой человек, не истукан каменный. - Ну! А кто каменный? Эх, пацан... - Да, вот так-то лучше, гораздо благороднее. - Он обнимает Поликсену одной рукой. - Вот как я люблю-то тебя, слышала ты? А от тебя что вижу? Поликсена кладет голову ему на плечо. И вдруг... Звучит волшебная музыка. Он поет. Она - вторит. Нежный, чистый, ручейком звенящий голос уходит в божественную высь, доверчивым вьюнком вплетаясь в сочную, надежную тональность бархатистого мужского слова. Дуэт влюбленных. Быть может, мир не знал такой любви. Такой любви, как в этом зале. Здесь. Сейчас. Они смотрели; они слушали, заворожено покачиваясь на волнах неземной мелодии. Кто помнил рэп? Кто знал хип-хоп? Они едины в этот миг с теми, кто там, за огнями рампы... - Вау! Ва-а-а-у! - Yes! - Common, everybody! - Ты сделал это, парень! - Ты - лучший, Плат! Аплодисменты взорвали маленький зал, когда Он, допев до самого конца, нежно обнял Ее. Она склонила прелестную головку ему на грудь. Посмотрела в глаза. Поцеловала. Вскочили с мест, грохот кресел, поток прорвавшейся лавы. Топот. Свист. Вопли восторга... - Плат! Пла-а-а-т! Ты - супер, Плат! Затоплено все! Зал захлестнуло восторгом, любовью, счастьем, юностью, весною! Не теряйся, Платон. Ты же артист! Артист ТЮЗ-а... Тебе ли не знать, какой зритель самый искренний и самый благодарный? Они... Не виноваты. Это такое время. Их просто: Еще: Никто не научил. Ты молод, Платон. Ты привыкнешь. И еще поведешь за собой. К свету. Смотри, как поднял зал Грознов. Он старше, он знает этих детей. Его романс... Они подпевали всем залом. Стоя. Подняв над головой руки. Знали бы - взяли свечи. Как на концерт любимых Би-2. Он понимал. Ждал. Не удивлялся. Ведь это - его зритель. Ведь это - для них. Ты сможешь так же. Придет и твое время, Плат! *** ...В Саратовском ТЮЗе давали "Яблочки" Островского... В рассказе использованы диалоги спектакля "Наливные яблочки" по пьесе А. Н. Островского "Правда - хорошо, а счастье лучше". (Прим. автора) |
2007 |